на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС - жанр русской бытовой музыки. Сформировался на основе гор. песенно-романсовой традиции 18 - 19 вв. (вначале - "российской песни"; затем - творчества А. Д. Жилина, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова, П. П. Булахова, А. Н. Верстовского) под влиянием специфич. исполнит. манеры цыган: "разорванная" агогика, импровизац. свобода, гортанно-носовой тембр голоса, скандирующее выпевание отд. слов, "гитарный" характер аккомпанемента. Различаются 3 этапа в развитии дрреволюц. Ц. р.: классический (сер. 19 в.), "жестокий романс" (кон. 19 в.) и этап слияния Ц. р. с песенными жанрами водевиля и эстрадной музыки (куплеты, "песенки", сборные оперетты) в нач. 20 в. Цыг. исполнители "российской песни", а затем рус. гор. песни и романса привлекали слушателей особым ощущением свободы, эмоц. раскованностью, романтич. проявлением чувств; классич. Ц. р. оставил заметный след в творчестве ряда композиторов и поэтов 19 - нач. 20 вв. В "жестоком романсе", обыгрывавшем темы "роковой" любви, хмельного забвения, происходит снижение художеств. уровня жанра. После Окт. революции 1917 возродилась традиция классич. Ц. р., сохранившаяся поныне (В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, Н. В. Красавина, Б. А. Волшанинова, Н. А. Сличение, С. А. Тимофеева и др.). Новые Ц. р. с текстами как на русском, так и на цыг. языках (ранее тексты Ц. р. писались только на рус. яз.) создают С. М. Бугачевский, Н. М. Жемчужный, П. С. Деметер и др. композиторы-цыгане.
См. лит. при ст. Цыганская музыка. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь