на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДАСТГАХ, дастгях (азерб.), - муз.-поэтич. жанр иранской классич. музыки в системе макамов. Термин "Д." означает также систему муз. мышления, основанную на модальной организации звукового материала и линейном его развертывании; звукоряд и складывающуюся на его основе систему первичных ладово-мелодич. попевок (гуше), обладающих устойчивыми образно-эмоциональными характеристиками; модель композиция, обусловленную определ. макамом. В основу "пр.: классификации Д. положена система 12 махамов, впервые обоснованная Сафи ад-Диком (13 в.) и приведенная в 19 в. в соответствие совр. практикой М. Абдуллахом и А. Н. Везюри. Включает 7 основных (шур, махур, хомаюн, сегах, чахаргах, нава, рост) и 5 побочных Д. Каждый Д. состоит из 4-40 гуте. Совокупность гуше во всех Д. наз. радифом. Этот же термин используется по отношению к порядку следования гуше и разделов композиции. В состав полной композиции Д. входят пышдэрэмэд (своеобразная увертюра, где экспонируется осн. лад Д. и наиб. важные гуше), дэрэмэды (основные, сольные части композиции), рэндж (танц. пьеса), чахар-мизраб (виртуозный вок. или инстр. сольный эпизод), а также тасниф (законч. сольный песенный эпизод, подытоживающий предшеств. развитие). Последовательность, количество и продолжительность каждого из эпизодов зависит от конкретного макама, от исполнит. школы и индивидуальности музыканта. Исполнит. состав Д. также может быть различным, чаще это - вокалист или исполнитель-инструменталист (иногда совмещающиеся в одном лице), выступающие в сопр. небольшого ансамбля (rap, сатур, ней н др.).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь