на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДОНИЦЕТТИ, Донидзетти (Donizetti) Гаэтано (1797-1848) - итал. композитор. Род. в бедной семье. В 1815-17 занимался в Болонском муз. лицее у С. Маттеи. Успех принесла ему опера "Энрико, граф Бургундский" (1818, Венеция). Зрелые оперные произв. созданы в 30-40-х гг. - "Лукреция Борджа" (1833), "Лючия ди Ламмермур" (1835) и др. В 1839-40 и позже работал в Париже, где были поставлены мн. его оперы, в т. ч. "Дочь полка", "Фаворитка" (обе - 1840), "Дон Паскуале" (1843); в 40-х гг. - также в Австрии (в 1842 получил звание австр. придв. композитора). Для Вены написал оперы "Линда из Шамуни" (1842), "Мария ди Роган" (1843). В 1834-39 проф. консерватории в Неаполе (с 1837 директор). Осн. часть творч. наследия Д., мастера искусства бельканто, составляют оперные произв., разнообразные по жанрам (опера-буффа, опера-комик, лирико-драм., романтич. оперы, социально-психологич. мелодрамы и др.). Они насыщены выразительными, легко запоминающимися мелодиями, эффектными ариями, отличаются яркой театральностью. Опера Д. "Дон Паскуале", отмеченная неистощимым остроумием, жизнерадостностью, мягким лиризмом, наряду с операми "Тайный брак" Чимарозы, "Севильский цирюльник" Россини принадлежит к лучшим образцам оперы-буффа. Оперы (74), о т. ч. Сумасбродство (1818, Венеция), Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (1819, там же), Дон Грегорио (1824, Рим), Алина, королева Голкондская (1828, Генуя), Анна Болейн (1830, Милан), Любовный напиток (1832, Милан), Паризяна (1833, Флоренция), Лукреция Борджа (1833, Милан), Лючия ди Ламмермур (1835, Неаполь), Велиэарий (1836, Венеция), Осада Кале (1836, Неаполь), Полиевкт (1838, опера запрещена цензурой, пост. 1848, Неаполь; в новой ред. под назв. Мученики, 1840, Париж), Дочь полка, Фаворитка (обе - 1840, Париж), Линда из Шамуни (1842, Вена), Дон Паскуале (1843, Париж), Мария ди Роган (1843, Вена), Катерина Корнаро (1844, Неаполь); оратории, кантаты, 16 симфоний, кам.-инстр., вок. произв. и др.
Донати-Петтени Д ж., Г. Доницетти; пер. с итал., Я., 1980; Gеddо A., G. Donizetti, Bergamo, 1956; Ashbrook W., Donizetti, I"., [1965].

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь