на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРАМА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. букв. - действие) - 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. [итал. dramma per (la) musica, dramma in musical, использовалось наряду с новым термином "опера" вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое во 2-й пол. 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драм. театра: более последоват. подчинение музыки драм. действию, преодоление замкнутости отд. эпизодов ради усиления сквозного действия, замену арий свободно построенными вок. монологами, дуэтов - муз.-диалогич. сценами. Теоретич. разработку проблем Д. м. наиб. полно осуществил Р. Вагнер в лит. работах 1849-52. Он выдвинул осн. принцип: драма - цель, музыка - средство для её воплощения; выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драм. начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего неск. видов искусства. Д. м. резко противопоставлялась им традиц. опере 1-й пол. 19 в., достижения которой он порой недооценивал. Начиная с "Лоэнгрина" (1848) Вагнер в своём оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные формы на основе принципов Д. м. Сам он, однако, не пользовался термином "Д. м." и предпочитал давать каждому своему оперному произв. индивидуальное определение. Вагнеровская концепция Д. м. оказала большое влияние на дальнейшее развитие оперного искусства. В то же время крупнейшие композиторы др. нац. школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень различна в таких, напр., операх, как "Отелло" Верди, "Каменный гость" Даргомыжского. М. П. Мусоргский в своих операх "Борис Годунов" и "Хованщина" создал совершенно особый тип "нар. муз. драмы". 3) Драм. произведение, в котором существ. роль отводится музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой Д. м. даёт уже театр древнего мира и ср. веков ("Шакунтала" Калидасы в Индии, литургич. драма в католич. странах Европы, муз. театр в Китае). В эпоху Возрождения к ней приближаются мистерии, исполнявшиеся в церквах и на площадях. В СССР термин "Д. м." как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках Ср. Азии и Казахстане. Первоначально это были обработки нар. поэтич. сказаний, включавшие нар. песни и танцы ("Лейли и Меджнун" и др.), затем в такие пьесы стали вводить эпизоды, написанные проф. композиторами, оркестр нар. инструментов был заменён симфоническим, большее значение приобрела муз. драматургия. В таких Д. м. ("Гюльсара" Глиэра и Джалилова, Узбекистан; "Алтын кыз" Власова и Фере, Киргизия, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена которых речитативами превращает произв. в оперу. 4) Термин "Д. м." иногда применяется и для обозначения произв. оперного жанра, в которых господствует драм. содержание, возникают острые драм. коллизии ("Фиделио", "Риголетто", "Кармен", "Иван Сусанин" и др.).
Друскин М. С., Вопросы муз. драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия рус. оперной классики, М., 1952; Ферман В. Э., Оперный театр. Статьи в исследования, М., 1961; Вагнер Р., Избр. работы, [пер. с нем.], М., 1978; Мundt Тh., Kritische Wilder, Lpz., 1833; Аlbright H. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honour of A. M. Drummond, Ithaca (N. Y.), 1944; Dahlhаus C., Wagners Konzeption des musikalischen Dramas, Xegensburg, 1971. Г. В. Крауклис.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь