на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ - модальная система античной Греция (см. Модальность). В основе звукорядов Д. л. лежали отношения консонансов - кварты, квинты и октавы (т. н. настройка "лиры Орфея" e'-h-a-е). В отличие от совр. понятия (октавного) лада, звукоряды в пределах каждого из этих интервалов считались самостоятельными. Осн. категорией лада был тетрахорд. Осн. модальные функция звуков греч. тетрахорда - гестоты ("неподвижные", "опоры" - краевые тоны, не изменяющиеся во всех родах; своего рода "устои") и кинумены ("подвижные"; перестраиваемые в разных родах; соответственно - "неустои"). Мелодич. движение было направлено от верхнего звука (в тетрахордах - гегемона) вниз. Мелодика могла включать интервалы не только одного из 3 родов - диатона, хромы. и энармонии (см. пример ниже), но также и их разновидностей ("хрои"), отличалась богатством экспрессии. Интервалы внутри тетрахорда могли располагаться разл. образом, напр. в диатонике возможны были 3 вида тетрахордов (см. пример на с. 183). Гармонии" (октавные лады) образовывались при сочленении тетрахордов- раздельном с целым тоном между смежными тонами (напр., e'-d'-c -h-a-g-f-e) и слитном: (см. Совершенная система). Аналогичным способом образовывались и лады прочих родов - хроматического (напр., e'-des'-c -h-a-ges-f-e), эяармонического (напр., e'-c'frc'-h-a-f-fif-e). Д. л. наделялись выразит. характером (этосом). "Дорийский лад отличается характером мужественным, величественным, не весёлым, не радостным, но мрачным и могучим, однообразным и однородным" (Гераклид Понтийский). Фригийскому ладу "свойствен оргиастнческий, страстный характер", он "действует на нас возбуждающим образом" (Аристотель, "Политика", VIII, 7, 5): Застольная Сейкила. Михсолидийский лад - "жалобный" (Платон, Государство, 398 d). В музыке классич. греч. трагедии допускался лишь диатон. Хрому Аноним Беллермана (26) назвал "сладчайшей и плачевнейшей". л. имели также систему транспозиций, являвшихся перенесением совершенной системы на др. высоту, что вело к образованию разл. звукорядов.
Аноним, Введение в гармонику, "Филологии, обозрение", 1894, т. 7, кн. 1 -2; Антич. муз. эстетика, вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 5], М., 1979; Герцман В., Антич. муз. мышление, Л., 1986. Ю. Н. Холопов,

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь