на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. На процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Ассирии, Вавилония, Египта, Финикии. Исследование Д. м. затруднено отсутствием записей музыки и др. памятников культуры, сохранивших сведения о музыке. Осн. источником сведении о др.-евр. невменном письме и особенностях муз. инструментария являются т. н. рукописи Мёртвого моря. Данные о муз. жизни евреев содержатся в библейских текстах. В 1-й части иудейского (ветхозаветного) канона Торе воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии с музыкой, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся хор. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Соломона (10 в. до н. э.), в которых участвовали 126 священнослужителей с трубами. В др.-евр. культуре большую роль играли песнопения типа хороводных (исп. на нар. праздниках, в т. ч. по случаю сбора урожая), бытовали обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения текстов пользовались знаками, указывающими лишь направление движения мелодии. Первоначально была распространена пентатоника, в дальнейшем - диатонич. лады, близкие др.-греческим. Исполнение нар. мелодий сопровождалось хлопками, танцами; такт отбивался ударными инстр. Культовые напевы или вмели характер антифонной или респонсориальной псалмодии, или богато орнаментировались. Помимо разновидностей арфы, трубы и барабана, использовались инструменты, заимствованные у египтян, финикийцев и персов. С установлением богослужения в храме Соломона в Иерусалиме в ритуале стали участвовать оркестр и хор. Обучение храмовых музыкантов было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов). На применении муз. инстр. отражалась социальная структура общества: в нар. быту - преим. духовые тростниковые иястр., для касты жрецов - трубы (рога), храмовых музыкантов - лиры. Регламентации инстр. ансамблей посвящён раздел в трактате "Мишна" (древнейшая часть Талмуда). В 1-м тыс. до н. э. сформировалась книга Псалмов (антология культовых гимнов, авторство которых приписывалось царю Давиду). Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений, сопровождаемых инстр. музыкой и хор. пением. Д. м. достигла расцвета в период древних царств - Израильского (ок. 928-722 до н. э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н. э.). Получила развитие культовая музыка. Сложился инструментарий, в который входили киннор (лира), нэвэл (арфа), хацоцра (серебр. труба), шофар (бараний рог, легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель) и др. После разрушения Навуходоносором II храма (587 до н. э.) и восстановления его перс. царём Киром II (538 до н. э.) Иерусалим превратился в самоуправляющийся город, храмовая музыка стала упрощаться. С покорением Римом Иудеи и вторичным разрушением иерусалимского храма (70 н. э.) в знак траура в синагогах была запрещена инстр. музыка. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории муз. искусства евреев, далее развивавшегося в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка).
Маггид Д., О древней евр. музыке и о псалмодии евреев, в сб.: Do Musica, в. З, Л., 1927; Закс К., Муз. культура Египта, Сирии, Палестины, Вавилона и Ассирии, в кн.: Муз. культура др. мира. Л., 1937; Грубер Р. И., История муз. культуры, т. 1, ч..1, М.-Л., 1941; Idelsohn A., Geschichte der judischen Musik, Bd 1-2, Lpz., 1924-28; Вауеr В., The materail relics of music in ancient Palestine and its environs, Tel Aviv, 1963; Sendrеу A., Musik in Alt-Israel, Lpz., 1970.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь