на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


DА CAPO (да капо; итал., букв. - от головы; сокр. D. С.) - 1) обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу (часть формы) с начала или от определ. знака до конца (итал. al fine) или до знака (итал. al segno). 2) Распространённый в музыке 17-18 вв. вид точной репризы (выписанной или невыписанной в нотах). Принцип D. С. подготавливался в мессах 15-16 вв., где повторение муз. построения ("Osanna") обусловлено текстом, в танц. музыке (в сюитах последование одноим. танцев с повторением первого). Тип арии D. С. существовал в ранних образцах оперы (впервые у А. Ф. Тенальи). И. С. Бах многообразно трактует принцип D. С.: в его соч. функция и масштабы повторяемой части различны (вступление в арии № 2 из "Кофейной кантаты", BWV 211; экспозиционная часть в прелюдии из "Англ. сюиты № 2" a-moll, BWV 807), однако она всегда заключает в себе осн. муз. мысль. Позднее D. С. - гл. обр. принадлежность сложной 3-частной формы с трио.
Протопопов Вл. В., Принципы муз. формы И. С. Бах", М., 1981.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь