на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - бытовая, светская и культовая музыка диаспоры (евр. населения, расселившегося в разных странах после первого изгнания из Палестины Навуходоносором II в 586 до н. э.), а также творчество композиторов-евреев, в основе которого лежит евр. муз. фольклор. Е. м. впитала и ассимилировала особенности, мн. муз. культур, наиб. глубоким оказалось влияние араб. и нем. культур. Евр. музыканты, воспитанные в культурных традициях тех стран, где они жили, становились участниками создания разл. нац. традиций (представитель нем. миннезанга Зюскинд из Тримберга, франц. трувер Матье Еврей, итал. поэт-певец Саломон Эбрео из Феррары, в 17 в. - Саломоне Росси из Мантуи, в 19 в. - З. Зульцер в Вене, Л. Левандовский в Берлине, Н. М. Блюменталь в Одессе и др.). Для ранних образцов Е. м. характерны одноголосие, богатство мелодич. орнаментики, связанная с речевым интонированием ритмика. Евр. мелосу свойственны экспрессивность, преобладание напевов скорбного характера. Наиб. древние мелодии основаны на пентатонике, в дальнейшем получили распространение 7-ступенные диатонич. лады. Среди жанров Е. м. - танц. мелодии, баллады, плачи, застольные, а также рабочие, революц. и солдатские песни. На почве хасидизма (религиозно-мистич. течение иудаизма) расцвело полурелигиозное, полусветское песнетворчество (т. н. хасидские мелодии). В России в черте оседлости распространилось искусство евр. нар. музыкантов-инструменталистов - клезмеров, которые выступали небольшими ансамблями (цимбалы, контрабас, флейта или кларнет), возглавлявшимися скрипачами, и самобытно претворили нем., польск., укр., венг., молд. и др. традиции. В театрализов. муз. представлении - пуримшпиле, часто носящем явно националистич. характер, игровая импровизация сочеталась с обрядовыми песенками и драм. сценами. На свадьбах исполнялась традиц. евр. муз. игра (фрейлехс), составленная из вок.-инстр. номеров, плясок и разговорных сцен. В Галиции и на Карпатах распространилось искусство проф. шутов-балагуров - бадхенов и нар. певцов-забавников - бродерзингеров. Иск-во евр. Пар. музыкантов претворено в опереттах и пьесах с музыкой композитора-мелодиста и драматурга, основателя евр. проф. театра А. Гольдфадена. В 1894 Ю. Д. Энгель написал и поставил первую евр. оперу "Эсфирь". В 1901 издан сб. "Евр. нар. песни в России". В 1908 в Петербурге было организовано "Об-во евр. нар. музыки" (моск. отделение в 1913). Из среды группировавшихся вокруг него молодых композиторов вышли видные предст. Е. м.: И. Ю. Ахрон, М. Ф. Гнесин, А. А. Крейн, С. В. Розовский, Л. С. Саминский. В области Е. м. для театра работали М. А. Мильнер, Л. М. Пульвер, С. Н. Штейнберг. Евр. тематика нашла отражение в некоторых произв. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, М. С. Вайнберга. С 1977 в СССР функционирует Евр. муз. театр (худ. рук. М. С. Глуз). В зап.-европ. музыке жанровые и интонац, особенности Е. м. нашли претворение в произв. Ф. Галеви, М. Бруха, А. Шёнберга, М. Равеля. Крупнейший представитель Е. м. 20 в. - Э. Блох. Ряд; значит. сочинений написан А. Коплендом, Л. Бернстайном и др.
Idelsohn A. Z., Jewish music in its historical development, N. Y, 1967; Sendreу A., The music of the J ews in the Diaspora (up to 1800), N. Y., [1971]; Contributions to a historical study of Jewish music, ed. by E. Werner, N. Y., 1976.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь