на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОРМАНТА (от лат. formans, род. падеж formantis - образующий) - область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков и звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звука. Будучи важным фактором темброобразования, Ф. возникают гл. обр. под влиянием резонаторов, поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. тона. Термин "Ф." введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от др. В пении кроме обычных речевых Ф. возникают характерные певч. Ф.; одна из них - высокая певч. Ф. (ок. 3000 Гц), придаёт голосу блеск, серебристость, способствует "полётности" звуков, хорошей разборчивости гласных исогласных; другая-низкая певч. Ф. (ок. 500 Гц), придаёт звучанию мягкость, округлость. Ф. имеются почти у всех муз. инструментов. Напр., для флейты характерна Ф. в области от 1400 до 1700 Гц, для гобоя 1600-2000, для фагота 450-500 Гц, для скрипок хорошего качества 240-270, 500-550 и 3200-4200 Гц (2-я и 3-я Ф. близки Ф. певч. голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромузыкальных инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидении, кино).
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Рабинович А. В., Краткий курс муз. акустики, М., 1930; Ржевкин С. Н., Слух и речь в свете совр. физич. исследований, М.-Л., 1936
Ю.Н. Рагс.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь