на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФУНКЦИИ МОДАЛЬНЫЕ - муз. -смысловые значения элементов лада модального типа (см. Модальность). Ф. м. как категорию муз. мышления следует отличать от функций тональных (в мажорно-минорной системе 17 - 19 вв.). Поскольку материалом модальной системы является звукоряд, а не соотношение аккордов, постольку Ф. м. выступают в виде отношения тонов гаммы (прежде всего, секундовых). Так, Ф. м. др. -греч. музыки - гестбты, кинумены и гегембн (см. Древнегреческие лады, Тетрахорд). Для ср. -век. европ. диатонич. ладовой системы характерны Ф. м. финалис и реперкусса (аналогичные Ф. м. - конечный тон и господствующий тон - характеризуют лады др. -рус. монодии), вводные субтон, субполутон. Дифференциация ладовых значений тонов внутри звукоряда регулируется Ф. м. Ь mi (выше - полутон, ниже - тон) и b fa (ниже - полутон, выше - тон; см. табл. в ст. Мутация). Оригинальная система организации тонов и полутонов присуща рус. обиходному звукоряду (см. также "Странные пометы"). Специфич. Ф. м. в натуральных ладах определяются интервалом от устоя до модального тона - фригийской секунды, лидийской кварты и т. д. Ф. м. в симметричных ладах зависят от интервального отношения тона к соседним (напр., в уменьшенном ладу 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2 наличие сверху целого тона указывает на полутон снизу и наоборот), а также от симметрии звукорядных ячеек (1. 2, 1. 2 и т. д.) по контурам ЦЭ (в ум. ладу - по ум. септаккорду, см. Симметричные лады). м. - доминирующий тип ладовых значений тонов в музыке Востока, со времён древности не знавшей феномена тональности в европ. смысле. Утончённая ладовая выразительность связана в вост. культурах со сложной системой Ф. м" которыми наделены тоны ладовых звукорядов разл. родов интервальных - диатонич. ступени (напр., верх, кварта), микрохроматич. субступени (инд. шрути) и др. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь