на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФУНКЦИИ ПЕРЕМЕННЫЕ - гармонич. значения тонов и аккордов в их местном тяготении не к осн. тонике, а к к. -л. местному центру. Термин ввёл Ю. Н. Тюлин. Др. название - функции местные (в противовес центральным; термины И. В. Способина). Проявления Ф. п. (схемы): А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом Граде Китеже и деве Февронии", цифра 343, такты 10 - 12. Шуберт. Симфония C-dur, 4-я часть (схема). С. Б а х. Увертюра №3 для оркестра, ария (схема). Прообраз идеи Ф. п. - в учении Ж. Ф. Рамо ("имитация каденции", т. е. подражание двучлену D - Т на др. ступенях лада, напр. VI - II - V - I). Теория Ф. п. разработана Тюлиным (1937).
Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, М., 31966; Григорьев С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь