на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ - "разнообразные значения, которые может иметь для гармонич. логики муз. произведения каждый аккорд, смотря по своему отношению к данной тонике" (определение X. Римана). В классич. тональности (3) коренное интонац. ядро - мажорное или минорное трезвучие - составляет фундамент ладовой системы, складывающейся на основе его свойств (прежде всего, сильного основного тона). Высшая "природная" связь в ладу достигается квинтовым соотношением основных Ф. т. - субдоминанты (S), тоники (Т) и доминанты (D), согласно "тройной пропорции" (по Ж. Ф. Рамо), т. е. 1:3:9. Трезвучия S, Т и D охватывают все звукоступени лада. "Характеристич. диссонансы" (X. Риман) D7 и S6 способствуют пронизывающему функциональную тональность тяготению и централизации тональности. Прибавление, в т. ч. и к Т, разл. диссонирующих тонов, а также возможность пропуска к. -л. тона, даже основного, создают разнообразие созвучий, в частности и "мнимые консонансы" (Риман; точнее, скрытые диссонансы). Основные Ф. т. окружаются медиантовыми функциональными спутниками (см. Медианта). Знаки строгой функциональной нотации (большие лат. буквы Т, S, D означают консонирующее трезвучие; все остальные знаки указывают на его видоизменения, в т. ч. прибавление звуков): Расширение тональности происходит за счёт субсистем (побочные Ф. т., напр. D->D, т. е. DD; D -> S, смешения ладов (мажоро-минор, замена терцового тона в аккорде), альтерации (в т. ч. и субсистемной альтерации звуков Т), дубль-функций (напр., D на V ступени и её дубль на нII), эмансипации "спутников" (напр., "секста Чайковского" - функционально автономный аккорд ув. сексты на нV1 ступени), рядов моноструктурных аккордов (напр., в репризе "Ноктюрна" C-dur Грига) и диссонантных рядов (там же, средняя часть): Знаки Ф. т. в расширенной тональности: N - фригийская нII; М - большая медианта (аккорд E-dur в тональности C-dur); m - малая медианта (Es-dur в C-dur); W - большая субмедианта (Asdur в C-dur); ш - малая субмедианта (A-dur в C-dur); D - дубль-доминанта (на нII); DD - дубль-двойная доминанта (на нVI); S - дубль-субдоминанта (на нI). Высвобождение терцовых, секундовых и тритоновых связей осн. тонов к 19 - нач. 20 вв. и свободное применение диссонанса не позволяют более сводить всю массу созвучий к модификации 3 гармоний (S - Т - D) и создают новую структуру хроматич. 12-ступенной тональности 20 в.
Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., 2М., 1901; Холопов Ю. Н., Гармония. Теоретич. курс, М., 1988; Riemann Н., L. v. Beethovens samtliche Klavier-Solosonaten, Tl 1 - 3, Lpz., 1918 - 19. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь