на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГАЙДН (Haydn) Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор. Первонач. муз. образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740-49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скр., органе. В 1753-56 работал аккомпаниатором у итальянский композитора и вок. педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759-61 дирижёр капеллы у чеш. графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симф.; в 1761-90 капельмейстер князей Эстерхази: до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произв. Годы 1791-92 и 1794-95 Г. провёл в Лондоне. В 1792 в Вене учеником Г. был Л. Бетховен. Последние годы Г. жил в Вене. Почетный доктор Оксфордского университета (1791), чл. Швед. корол. муз. академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный чл. Муз. общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармония, общества в Петербурге (1808). - предст. венской классической школы. Способствовал формированию классич. жанров (симфония, соната, концерт для инстр. с орк., квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симф. цикл), принципов развития (мотивно-тематич. разработка), состава оркестра (т. н. двойной). Сочинения Г. характеризуют оптимистич. тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористич. образов. Г. опирался на достижения австр., сев.-нем., итал., франц., чеш. мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы мн. дивертисменты и струн, трио, которые одноврем. явились основой для кристаллизации классич. жанра струн. квартета у Г. Творчество Г. отличает широта фольклорных связей (австр., нем., венг., слав., особенно хорв., влияния). Квартеты и симфонии 50-60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произв. нач. 70-х гг. заметны лирико-драм. тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творч. близость Г. лит. течению "Буря и натиск" (Траурная симф., Прощальная симф., квартеты 1771-72 в др.). Переломными для его творчества явились т.н. Рус. квартеты (1781; посв. великому князю Павлу); в них оформился классич. инстр. стиль, который достиг расцвета в "Парижских" (1785-86) и "Лондонских" (1791-95) симф. К кон. 1790- нач. 1800-х гг. относятся лучшие вок.-симф. произв. Г., среди них - оратории "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Г. Оперы, в т. ч. зингшпиль Хромай бес (1753, Вена; под назв. Новый хромой бес - 1758, там же, не сохр.), оперы-сериа Ацис [и Галатеи] (1763, Айзенштадт), Армида (1784), оперы-буфф" Аптекарь (1768), Лунный пир (1777), Истинное постоянство (1779), героико-комич. опера Роланд-паладин. (1782, все - Эстерхаза); для солистов, хора и орк. - оратории, в т. ч. Семь слов спасителя на кресте (1796; первонач. - орк. пассивны, 1787), Сотворение мира (1798), Времена года (1801); мессы (14), вт. ч. Нельсон-месса (1798), Месса Терезия (1799), Harmoniemesse (1802); кантаты; 2 Те Deum; Stabat mater н др. духовные произв.; хор. произв., сольные кантаты и арии для голоса с орк. для орк.- св. 100 симф., в т. ч. № 6, Утро; № 7, Полдень; № 8, Вечер (все 1761), № 44, Траурная (1772), № 45, Прощальная (1772), № 48, Мария Терезия (1769), № 49, Страсть (1768), 6 Парижских симф. (1785-86), № 92, Оксфордская (1789), 12 Лондонских симф. (1791-95); увертюры; танцы, марши; концерты (св. 30) для одного или неск. инстр. с орх., в т. ч. для клавира, для скр., для влч.; для ансамбля инстр. - дивертисменты, струн. квартеты, в т. ч. 6 Солнечных (1772), 6 Русских (1781), 6 Прусских (1787); трио; дуэты; для фп. - в 2 руки: сонаты, пьесы, танцы; в 4 руки - пьесы; для голоса и голосов с фп., в т. ч. ок. 50 песен. Hoboken A. vоn, J. Haydn. Thematisch-bibUographischei Werkverzeicbnis, Bd 1-3, Mainz, 1957-78. 3. Haydn. Gesammelte Briefe und Aufzeichmingen, hnx. von D. Bartba, Kas. - [u. a.], 1965.
Рабинович А. С., Гайдн, Л., 21937; Кремлев Ю. А, Й. Гайдн. Очерк жизни и творчества, М., 1972; Новак Л., и. Гайдн. Жизнь, творчество, история, значение, [пер. с нем.], М., 1973; Роhl С. F, J. Haydn, Bd 1-3, В.- Lpz., 1875-1927; Sondheimer R., Haydn. A historical and psychological study based on his quartern, L., 1951; Landon H. C. R., The symphonies of J. Haydn, L., 1955, Suppl., 1961; Seeger H., J. Haydn, Lpz., 1961; The Haydn yearbook (Das Haydn Jahrbuch), v. 1 - 15, W.- la. o.l, 1962-84; Haydn-Studien, Bd 1-4, Koln-Munch., 1965-80; Barrett-Ayres R., J. Haydn and the string quartet, L., [1974]; Hodgson A., The music of J. Haydn: the symphonies, L., 1976; J. Haydn und die Literatur seiner Zeit, Eisenstadt, 1976; Geiringer К., Haydn: a creative life in music, Berk., 1982; J. Haydn; Berichte uber den Internationalen J. Haydn Kongrep, Munch., 1986. И. Л. Немировская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛЫ

ВИОЛЬ

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

ВИТРИ

ВОЖДЬ

ВОЙКУ

ВОЛЬФ

ВОЩАК

ВЫЗГО

ВЬЕРН

ГААЗЕ

ГАВОТ

ГАЙДА

ГАЙТО

ГАЛЕН

ГАЛОП

ГАММА

ГАНЕВ

ГАНОН

ГАТРИ

ГАТТИ

ГАЧЕВ

ГБЕХО

ГВИДО

ГЕДДА

ГЕРКЕ

ГЕРЛЬ

ГИЛЕВ

ГЛАСС

ГЛИЭР

ГЛОСЫ

ГМЫРЯ

ГОББИ

Музыкальный словарь ver16