на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГАНСЛИК, Ханс лик (Hanslick) Эдуард (1825-1904) - австрийский музыковед. С 1846 выступал как муз. критик, с 1856 преподавал теорию, историю и эстетику музыки в Венском университете (с 1861 проф.). Трактат Г. "О музыкально-прекрасном" (рус. пер., М., 1895) явился началом дискуссии о программной и "чистой" (или "абсолютной") музыке. Его осн. идея - "муз. содержание есть движение звуковых форм" - утверждала муз. искусство как особую, изолиров. область духовной деятельности, к толкованию которой неприменимы внемуз. ассоциации. Г. критиковал положение аффектов теории и взгляды франц. просветителей, считавших определяющим началом муз. выразительности интонации человеческой речи. Принципиальный сторонник инстр. музыки (в осн. И. С. Баха, венских классиков, И. Брамса), Г. высказывался отрицательно по поводу романтич. программной и оперной музыки, гл. обр. Ф. Листа и Р. Вагнера. Противниками Г. выступили А. В. Амброс, в России - А. Н. Серов. В то же время Г. - один из первых зал.-европ. критиков, серьёзно оценивший ряд произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Труды Г.- богатый источник муз.-историч. сведений. Эстетич. воззрения Г. и его критич. деятельность послужили импульсом к углублённому изучению внутр. закономерностей музыки, в т. ч. к созданию теории муз. стилей X. Римана и Г. Адлера.
Geschichte des Concertwesens in Wien, Bd 1-2, W., 1869-70; Vom Musikalisch-Schоnen, Lpz., 1854, 16Wiesbaden, 1966, Lpz., 1982; Aus dem Concertsaal, Fr./M., 1870, Munch., 1897; Die moderne Oper, Bd 1-9, В., 1875-1900, факс, переизд.- Farnborough, 1971; Beethoven in Wien, W., 1880, и др.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь