на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные муз. способности, в т. ч. дар импровизатора. С 9-летнего возраста брал уроки композиции н игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 дет писал церк. кантаты и орг. пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 Г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд соч., в т. ч. опера "Альмира, королева Кастильская" (1705). В 1706-10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д. Скарлатти). Широкую известность Г. принесла пост. оперы "Агриппина" (1709, Венеция). В 1710-16 придв. капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преим. в Лондоне (в 1727 получил англ. подданство). Успех оперы "Ринальдо" (1711, Лондон) закрепил за Г. славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произв. др. композиторов; особенно успешной для Г. была работа в "Корол. академии музыки" в Лондоне. Г. создавал по неск. опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определ. кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-серка, в котором Г. работал, был чужд англ. бурж.-демократич. публике (об этом свидетельствовала пост. в 1728 сатирич. "Оперы нищего" Дж. Гея и И. К. Пепуша, направленной против антинац. придв. оперы). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в муз. театре - усиливает роль хора и балета в операх ("Ариодант", "Альчина", обе -1735). В 1737 Г. тяжело заболел (паралич). По выздоровлении воввратился к творч. и организаторской деятельности. После провала оперы "Дейдамия" (1741) Г. отказался от сочинения н постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творч. работы. Среди популярнейших соч. Г. - оратории "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1742), к-рая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в т. ч. "Иуды Маккавея" (1747), способствовало участие Г. в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня "Гимн добровольцев", призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Г. как английский композитора. Во время работы над последней ораторией "Иевфай" (1752) у Г. резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои соч. к печати. На материале библейских сказаний и их преломления в англ. поэзии Г. раскрыл картины нар. бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Г. явился создателем нового типа вок.-инстр. произв., которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произв. Г. свойственны монументально-героич. стиль, оптимистич., жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итал., франц., англ. музыки, Г. оставался по истокам творчества и образу мышления нем. музыкантом. Формирование его эстетич. взглядов проходило под воздействием И. Маттеэона. На оперное творчество Г. оказала влияние муз. драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Г. обобщил достижения муз. барокко и проложил пути к муз. классицизму. Выдающийся драматург, Г. стремился к созданию муз. драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургич. пластов Г. добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Г. появляются комедийные, пародийно-сатирич. элементы (опера "Дейдамия"- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Г. продолжил искания в области муз. драмы, в сюжетном и композиц. планах, ориентируясь на классич. франц. драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, нем. пассионов, англ. антемов, инстр. конц. стиля. На протяжении всего творч. пути Г. работал в в инстр. жанрах; ваиб. значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в орк. произв., гомофонно-гармонич. стиль преобладают у Г. над полифонич. развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонац. и ритмич. энергией, чёткостью рисунка. Творчество Г. оказало значит. влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Г. послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В разл. странах осн. Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Междунар. Генделевская академия. Оперы (св. 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе-1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Ариодант, Альчина (обе -1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории, в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я ред. 1757), Ацис в Галатея (3-я ред. 1732), Эсфирь (первонач. назв. Аман и Мордехай, 1720; 2-я ред. 1732), Гофолия (Аталил, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе -173"), L'Allegro, il Penseroso ed il moderate (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); ок. 100 итал. кантат (1707-09, 1740-59); церк. музыка, в т. ч. Утрехтский Те Deum (1713), Деттингенский Те Deum (1743), антемы, псалмы; для орк. - Concert grossi (изд. 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты -Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); орг.концерты (изд. по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вок. дуэты и терцеты; англ. и итал. песни; нем. арии; музыка к спектаклях драм. театра и др. Werke, Bd 1-100, Lpt, 1858-94; Hallische Hgndel-Ausgab. (ННЛ), Halle-Lpz., 1955- О Sasse K., Handel-BibUographie, Lpz., 1967; Handel-Werke-Verzeichnis (HWV), hrsg. von B. Baselt, Handel-Handbuch, Bd 1-4, Lpz., 1978-86.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь