на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные муз. способности, в т. ч. дар импровизатора. С 9-летнего возраста брал уроки композиции н игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 дет писал церк. кантаты и орг. пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 Г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд соч., в т. ч. опера "Альмира, королева Кастильская" (1705). В 1706-10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д. Скарлатти). Широкую известность Г. принесла пост. оперы "Агриппина" (1709, Венеция). В 1710-16 придв. капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преим. в Лондоне (в 1727 получил англ. подданство). Успех оперы "Ринальдо" (1711, Лондон) закрепил за Г. славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произв. др. композиторов; особенно успешной для Г. была работа в "Корол. академии музыки" в Лондоне. Г. создавал по неск. опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определ. кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-серка, в котором Г. работал, был чужд англ. бурж.-демократич. публике (об этом свидетельствовала пост. в 1728 сатирич. "Оперы нищего" Дж. Гея и И. К. Пепуша, направленной против антинац. придв. оперы). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в муз. театре - усиливает роль хора и балета в операх ("Ариодант", "Альчина", обе -1735). В 1737 Г. тяжело заболел (паралич). По выздоровлении воввратился к творч. и организаторской деятельности. После провала оперы "Дейдамия" (1741) Г. отказался от сочинения н постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творч. работы. Среди популярнейших соч. Г. - оратории "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1742), к-рая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в т. ч. "Иуды Маккавея" (1747), способствовало участие Г. в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня "Гимн добровольцев", призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Г. как английский композитора. Во время работы над последней ораторией "Иевфай" (1752) у Г. резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои соч. к печати. На материале библейских сказаний и их преломления в англ. поэзии Г. раскрыл картины нар. бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Г. явился создателем нового типа вок.-инстр. произв., которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произв. Г. свойственны монументально-героич. стиль, оптимистич., жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итал., франц., англ. музыки, Г. оставался по истокам творчества и образу мышления нем. музыкантом. Формирование его эстетич. взглядов проходило под воздействием И. Маттеэона. На оперное творчество Г. оказала влияние муз. драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Г. обобщил достижения муз. барокко и проложил пути к муз. классицизму. Выдающийся драматург, Г. стремился к созданию муз. драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургич. пластов Г. добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Г. появляются комедийные, пародийно-сатирич. элементы (опера "Дейдамия"- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Г. продолжил искания в области муз. драмы, в сюжетном и композиц. планах, ориентируясь на классич. франц. драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, нем. пассионов, англ. антемов, инстр. конц. стиля. На протяжении всего творч. пути Г. работал в в инстр. жанрах; ваиб. значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в орк. произв., гомофонно-гармонич. стиль преобладают у Г. над полифонич. развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонац. и ритмич. энергией, чёткостью рисунка. Творчество Г. оказало значит. влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Г. послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В разл. странах осн. Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Междунар. Генделевская академия. Оперы (св. 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе-1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Ариодант, Альчина (обе -1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории, в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я ред. 1757), Ацис в Галатея (3-я ред. 1732), Эсфирь (первонач. назв. Аман и Мордехай, 1720; 2-я ред. 1732), Гофолия (Аталил, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе -173"), L'Allegro, il Penseroso ed il moderate (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); ок. 100 итал. кантат (1707-09, 1740-59); церк. музыка, в т. ч. Утрехтский Те Deum (1713), Деттингенский Те Deum (1743), антемы, псалмы; для орк. - Concert grossi (изд. 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты -Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); орг.концерты (изд. по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вок. дуэты и терцеты; англ. и итал. песни; нем. арии; музыка к спектаклях драм. театра и др. Werke, Bd 1-100, Lpt, 1858-94; Hallische Hgndel-Ausgab. (ННЛ), Halle-Lpz., 1955- О Sasse K., Handel-BibUographie, Lpz., 1967; Handel-Werke-Verzeichnis (HWV), hrsg. von B. Baselt, Handel-Handbuch, Bd 1-4, Lpz., 1978-86.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ГАЛУППИ

ГАЛЫНИН

ГАЛЬЯНС

ГАМБУРГ

ГАМЕЛАН

ГАМКАЛО

ГАНАССИ

ГАНЕЛИН

ГАНСЛИК

ГАРАНЯН

ГАРАШТИ

ГАРДНЕР

ГАРТМАН

ГАРШНЕК

ГАСАНОВ

ГВОЗДЕВ

ГЕЛИКОН

ГЕМИОЛА

ГЕНДАНГ

ГЕНИШТА

ГЕНСЛЕР

ГЕНЮШАС

ГЕОРГИУ

ГЕРБЕРТ

ГЕРОЛЬД

ГЕРРЕРО

ГЕРСТЕР

ГЕРШВИН

ГЕЦЕЛЕВ

ГИБАЛИН

ГИББОНС

ГИЗАТОВ

ГИЛЕЛЬС

ГИЛЬБЕР

ГИЛЬМАН

ГИППИУС

ГИРОВЕЦ

ГИРШМАН

ГИТГАРЦ

Музыкальный словарь ver16