на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУЗЫКА. Основы муз. культуры ГДР были заложены ещё в 1920-1940-е годы композиторами-антифашистами X. Эйслером и П. Дессау в содружестве с драматургом Б. Брехтом и певцом Э. Бушем. Значительные достижения искусства тех лет - музыка к пьесе "Мать", Нем. симфония, Реквием памяти Ленина (все на тексты Брехта) Эйслера. После образования ГДР (1949) сложились условия для дальнейшего развития муз. культуры. Было начато восстановление мн. муз. учреждений, создавались и новые. В 1950-е гг. написаны кантаты "Середина столетия" Эйслера, оратории "Прометей" Р. Вагнера-Регени, "Металлургич. комбинат Ост" О; Герстера, "Мансфельдская оратория" Э. Майера. Музыка к пьесе Брехта "Жизнь Галилея" (1947) Эйслера, оперы "Осуждение Лукулла" (1949), "Пунтила" (1960; обе - по Брехту), мелодрама "Лило Херман" (1953) Дессау более прочих отмечены реалистич. тенденциями. Революц.-патриотич. тема раскрыта в опере "Томас Мюнцер" П. Курцбаха (1950). В 60-70-е гг. увеличилось число симф. и кам.-инстр. соч. Среди них: 10 симфоний М. Буттинга, концерт для скр. с орк. Г. Вольгемута, соч. Г. Кохана, Р. Бредемайера, Ф. Гайслера, Р. Кунада, Ф. Гольдмана, Г. Циммермана, П. X. Дитриха, Ф. Шенкера, Я. Тридера, Г. Катцера. Лучшие муз.-сценич. произв. 60-х - нач. 80-х гг.- оперы "Ланцелот", "Эйнштейн", "Леоне и Лена" Дессау, "Последний выстрел" З. Маттуса и др. Особую популярность в ГДР и за рубежом получили оперы У. Циммермана "Мельница Левина", "Филин и летающая принцесса"; его оперой "Чудесная башмачница" открывался муз. фестиваль в Шветцингене (ФРГ, 1982). Муз. культура ГДР опирается на традиции нем. классич. музыки. Культивируются традиции старейших исполнит. коллективов (дрезденский "Кройцхор" и филармония, оркестр, лейпцигский "Томанерхор"), Среди известных исполнителей: дирижёры - Г. Абендрот, Ф. Конвичный, К. Зандерлинг, К. Мазур, О. Суитнер, Р. Клайнерт, X. Т. Марграф, X. Кох; хор. дирижёры - Р. Мауэрсбергер, Г. Рамин; певцы - А. Бурмайстер, М. Клозе, К. Эберс, Э. Витте, Т. Адам, И. Шпрингер, П. Шрайер; органисты - В. Шетелих, Г. Кестнер, X. Коллум, А. Веберзинке; оперные режиссёры - X. Арнольд, X. Купфер, Э. Фишер, И. Херц, Р. Бергхауэ, X. Рюккерт, В. Фельзенштейн. Среди крупнейших музыковедов - М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер, В. Серауки, Э. Г. Майер, Г. Кнеплер, К. Лаукс, В. Зигмунд-Шульце, Б. Базельт, И. Рудольф, М. Ханзен, К. Зассе, С. Штомпер. В ГДР работают (1986): ок. 40 театров (музыкальных и имеющих муз. труппы), в т. ч. Нем. гос. опера, театр "Комише опер" в Берлине, Дрезденская гос. опера; св. 80 оркестров, среди которых ок. 30 симфонических (один из лучших - орк. Гевандхауза); Академия искусств ГДР (в 1950-73- Нем. академия искусств) с муз. сектором и отделением "Рабочая песня"; Союз композиторов и музыковедов (с 1951; с 1985 пред.- В. Лессер); консерватории в Цвиккау, Галле, Шверине, Ростоке; высшие муз. школы в Берлине, Лейпциге, Веймаре, Дрездене; Новое баховское общество, Об-во Г. Ф. Генделя, Новое общество Шютца, Об-во Р. Шумана и др.; издательства "Петере К. Ф.", "Брайткопф и Хертель", Нем. муз. издательство, Изд-во новой музыки. Издаются журн. "Musik und Gesellschaft", "BeitrSge zur Musikwissenschaft" и др. Проводятся муз. фестивали и конкурсы (в т. ч. им. И. С. Баха в Лейпциге, им. Р. Шумана в Цвиккау, им. К. М. Вебера в Дрездене).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

Музыкальный словарь ver16