на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЕРМЕНЕВТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (греч. - разъясняю) - учение об истолковании содержания муз. произведения. Г. м. получила распространение как отрасль музыкознания с нач. 20 в. (термин введён в 1902 Г. Кречмаром). В процессе становления совр. Г. м. выделяется неск. этапов, обнаруживающих переход от установления аналогий между элементами муз. языка и внемуз. символами и схемами (космологическими, математическими, теологическими, психологическими - см. Этос, Аффектов теория) к попыткам расшифровать муз. смысл как внепонятийный и многозначный художеств. образ, раскрывающийся в исторически и психологически изменчивом сознании слушателя. В романтич. муз. критике подчёркивалась неоднозначность содержания муз. произв., по-разному воспринимаемого разл. слушателями (по аналогии с содержанием поэтич. произв.). Г. Кречмар и А. Шеринг, в противовес муз.-эстетич. взглядам Э. Ганслика, пытались обосновать методы выявления скрытой лит. программы муз. соч. Во 2-й пол. 20 в. под влиянием философской герменевтики развивается т. н. новая Г. м. (К. Дальхауз и др.), к-рая, претендуя на роль универсальной муз.-эстетич. концепции, решает теоретич. проблемы муз. истории, соотношения формы и содержания, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности муз. содержания от сознания. При этом в качестве важного материала исследованию подвергается история суждений о музыке.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь