на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГИМН (греч.) - название различных по содержанию торжеств. песен. В Др. Греции песни-мольбы, обращённые к богам. Антич. традиция приписывает создание древнейших Г. Олену из Лидии, Орфею, Эвмолпу, Мусею. Для Г. была характерна 3-частная структура: призыв к божеству, миф о нём, молитва с просьбой о помощи. Позднее название Г. объединяло разл. жанры: пеан - Г. Аполлону, дифирамб - Г. Дионису и т. д. Нотные фрагменты (в др.-греч. буквенной нотации) трёх Г. - Музе, Гелиосу, Немезиде (2 в. н. э.) впервые опубл. В. Галилеи (1581). Сохранился текст т.н. Гомеровских гимнов, декламировавшихся рапсодами на праздниках. Раннехрист. Г. первоначально также представляли собой песнопения, обращённые к богу, позднее - и к святым. Сохранившийся отрывок раннехрист. Г., т. н. Оксиринхский папирус, относится к 3-4 вв. Термин "Г." в отношении христ. богослужения применяют почти ко всем видам духовных песнопений Византии, где их авторов наз. гимнографами, и Зап. Европы. Тексты древнейших зап.-европ. Г. приписываются Аврелию Августину и Амвросию Медиоланскому. Первое собрание Г. с записью мелодий относится к 11 - 12 вв. (строфич. композиции с повторением мелодии 1-й строфы в последующих строфах). В кон. 14 в. с развитием многоголосия появились полифонич. Г., исполнявшиеся и при офиц. гос. церемониях, важных гражданских актах. Г. являются протестантский хорал и гуситские песни. Гимнич. характер свойствен ряду муз. произв. 13-20 вв., а также их отд. частям, входящим в инстр. концерт, симфонию, кантатно-ораториальное соч., оперу и т. п. (напр., хор "Свет и сила бог Ярило" в "Снегурочке"). Нередко значение Г. приобретали песни, возникшие в процессе революц. и нац.-освободит. борьбы, получившие широкую популярность и прославляющие к.-л. идею, героя, знаменат. история, событие (напр., "Марсельеза" Руже де Лиля, "Гимн свободе" Госсека, "Гимн разуму" Меполя, "Гимн Гарибальди" Олизьери, "Гимн Риего" Уэрты, "Ракоци-марш" и др.). Возникшая во Франции революц. песня "Интернационал" П. Дегейтера стала Г. солидарности междунар. пролетариата, ныне - Г. КПСС (до 1 янв. 1944 был также государственным Г. СССР). С борьбой за независимость связано появление многих нац. и гос. гимнов (напр., нац. Г. Нидерландов - песня "Вильгельм ван Нассауве"). Основой для гос. Г. нередко служили уже существовавшие тексты; иногда Г. писались на бытовавшую мелодию (напр., в основу Г. Австро-Венгрии была положена тема из струн. квартета ор. 76 № 3 Гайдна, а в совр. Австрии в этой роли выступила одна из мелодий В. А. Моцарта). В наст. время гос. Г. приобрели значение звучащего символа гос-в. Все союзные республики СССР имеют свои гос. гимны (см. Государственные гимны союзных республик, Государственный гимн СССР).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь