на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-57) - русский композитор. Первые муз. впечатления Г. связаны с нар. песней. Ещё в детстве приобщился к проф. музыке (слушал концерты крепостного орк., зачастую сам участвовал в них). Юные годы Г. прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Гл. пед. институте (1818-22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем - В. К. Кюхельбекер. Г. брал урока игры на фп. у Дж. Филда и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в муз. кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые соч. Г. (кам.-инстр., орк., фп., вок. произв.). Особенно ярко дарование Г. проявилось в жанре романса ("Не искушай", "Бедный певец" и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетич. взглядов и творч. принципов композитора, В 1830-34 Г. путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под рук. З. Дена), где познакомился с муз. жизнью крупнейших европ. центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произв. Зрелый период творчества композитора открывает опера "Жизнь за царя" (1836). Ок. 6 лет Г. работал над 2-й оперой - "Руслан и Людмила" (1842). Произв. высокого мастерства создавались им и в др. жанрах: романсы "Я помню чудное мгновенье", "Сомнение", вок. цикл "Прощание с Петербургом"; "Вальс-фантазия" (написан для фп. в 1839, орк. ред. 1856), музыка к трагедии "Князь Холмский" Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837-39 Г. служил капельмейстером петерб. Придв. певч. капеллы. Значителен вклад Г. в развитие рус. хор. культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в т. ч. с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М. Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исп. ролей Сусанина и Вани). В 1844-47 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы "испан. увертюры" - "Арагонская хота" (1845) и "Ночь в Мадриде" (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано "рус. скерцо" для орк. - "Камаринская". В 50-х гг. вокруг Г. объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симф. "Тарас Бульба", оперы "Двумужница" (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему рус. контрапункта, Г., живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастерен и одноврем. мелодии знаменного распева, в которых он видел основ; рус. полифонии. Эта идеи Г. были впоследствии развиты рус. комн. С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и др. Творчество Г. - свидетельство могучего подъёма нац. культуры. В истории рус. музыки Г., подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового историч. периода: его произв. определили обще-нац. и мировое значение рус. муз. культуры. Творчество Г. глубоко национально: оно выросло на почве рус. нар. песенности, впитало традиции др.-рус. хор. искусства, по-новому в нём претворились достижения рус. комп. школы 18- нач. 19 вв. Родоначальник рус. муз. классики, Г. определил новое понимание народности в музыке. Обобщив характерные черты рус. нар. муз. творчества, он открыл в своих операх и симф. произв. мир вар. героики, былинного эпоса, нар. сказки. Г. уделял внимание не только гор. фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в соч. старинные лады, особенности голосоведения и ритма нар. музыка. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой зап.-европ. муз. культурой. Г. впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков разл. европ. нац. школ. Определяющими для эстетики Г. явились передовые художеств. тенденции рус. реалистич. иск-м пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип "поэзии действительности", сочетания правды и красоты. В творчестве Г. представлены почти все осн. муз. жанры, и прежде всего опера. "Жизнь за царя" и "Руслан н Людмила" открыли классич. период в рус. опере и положили начало её осн. направлениям: нар. муз. драме н опере-сказке, опере-былине. Новаторство Г. проявилось и в области муз. драматургии: впервые в рус. музыке он нашел метод целостного симф. развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотич. направленность, широкий эпич. склад, монументальность хор. сцен. Ведущая роль в драматургии "Жизнь за царя" принадлежит народу. В образе Сусанина Г. воплотил лучшие качества рус. нар. характера, придал ему реалистич. жизненные черты, В вок. партии Сусанина он создал новый тип рус. ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх рус. композиторов. В опере "Руслан в Людмила", переосмыслив содержание шутливой иронич. поэмы Пушкина, взятой в основу либр., Г. усилил эпич. черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценич. действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии "Жизнь за царя" метод конфликтного развития в "Руслане и Людмиле" уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вок.-симф. сцен. Впервые у Г. получил яркое воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в рус. классич. опере), показанный в тесной связи с рус., слав. тематикой. Опера "Руслан и Людмила" - прямая предшественница рус. эпич. опер, она прокладывает путь к образному миру соч. Бородина и Римского-Корсакова. Симф. произв. Г. определили дальнейшее развитие рус. симф. музыки. В "Камаринской" Г. раскрыл специфич. особенности нац. муз. мышления, синтезировал богатство нар. музыки и высокого проф. мастерства. Продолжение у рус. композиторов-классиков получили традиции "испан. увертюр" (от них - путь к жанровому симфонизму "кучкистов"), "Вальса-фантазии" (его лирич. образы родственны балетной музыке и симф. вальсам Чайковского). Велик вклад Г. в жанр романса. В вок. лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтич. текста. Г. принадлежат мемуары ("Записки", 1854-55, опубл. в журн. "Рус. старина", 1870, т. 1-2). А.Н. Серов записал его "Заметки об инструментовке" (впервые опубл. в "Муз. и театр. вестнике", 1856, № 2, 6). Творчество Г. дало могучий толчок развитию нац. муз. культуры. Его традиции нашли претворение и в сов. музыке, оказали влияние на формирование разл. нац. композиторских школ СССР. С 1960 проводится Всес. конкурс им. Глинки. Оперы - Жизнь за царя (1836, Петербург; под назв. Иван Сусанин, с текстом С. М. Городецкого, 1939, Москва), Руслан и Людмила (1842, Петербург); для орк. - 2 увертюры (1822-26), симф. (1824, не окончена), симф. на 2 рус. темы (1834, закончена " инструментована по наброскам автора В. Я. Шебалиным, 1937, изд. 1948), 2 испан. увертюры - Арагонская хота (Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты, 1845) и Ночь в Мадриде (Воспоминание олетней ночи в Мадриде, 1851; в 1-й ред.- Воспоминание о Кастилии, 1848), Вальс-фантазия (первонач. для фп., 1839; орк. ред. 1845; последняя ред. 1856), Камаринская (Скерцо. На тему рус. плясовой песни, 1848), Польский (Торжественный полонез, 1855); кам.-инстр. ансамбли - соната для фп. и альта или скр. (1828, не окончена, завершена В. В. Борисовским, 1931), 2 струн. квартета (1824-30), Патетическое трио (для фп., кл. и фаг., 1832), Большой секстет (для фп., 2 скр., альта, влч., к-6аса, 1832); для голоса с фп. - 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов Прощание с Петербургом (сл. Н. В. Кукольника, 1840), романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др.; вок. ансамбли и хоры; вок. упражнения в этюды, в т. ч. Упражнения... (для О. А. Петрова, 1836); музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к трагедии "Князь Холмский" Кукольника (1840; конц. исп. 1841, вост. 1841, Петербург), куплеты Джона... "Теперь вот буду я жениться" (к водевилю "Купленный выстрел" Бойкова, 1856); инструментовка собств. произв., а также произв. др. авторов. Полн. собр. соч. [муз.], т. 1-18, М., 1955-69.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ГЕБЕЛЬ

ГЕВАРТ

ГЕДИКЕ

ГЕДИНИ

ГЕНДЕР

ГЕНИНА

ГЕНСЛЕ

ГЕРБЕР

ГЕРДЕР

ГЕРМАН

ГЕРЧИК

ГЕСЛЕР

ГИДЖАК

ГИЕНКО

ГИМЕЛЬ

ГИТАРА

ГЛАВАЧ

ГЛАЗУП

ГЛЕБОВ

ГЛОНТИ

ГЛУМОВ

ГНАТЮК

ГНЕДАШ

ГНЕСИН

ГОРДОН

ГОССЕК

ГОТЛИБ

ГОФМАН

ГРАУНД

ГРАЧЁВ

ГРЕГОР

ГРЕТРИ

ГРИНЬИ

ГРИЦЮК

ГРИШКО

ГРОМАН

ГРОХЕО

ГРУБЕР

ГРУБИХ

Музыкальный словарь ver16