на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГОЛОС (лат. vox; англ. voice; итал. voce; нем. Stimme; франц. voix) - 1) способность человека производить муз. звуки, петь с помощью физиологич. органа речи (голосового аппарата), а также сами эти звуки. Пользоваться певч. Г. человек начинает с детства по мере развития муз. слуха. Детский Г. отличается светлым, серебристым тембром и достигает полного объёма (полторы октавы) обычно к 13-летнему возрасту. В период мутации Г. мальчика понижается на октаву и приобретает муж. окраску, при этом нередко пропадают его лучшие певч. свойства. В Италии в 17-18 вв. для сохранения выдающихся певч. Г. у мальчиков-певцов прибегали к их кастрации (см. Кастраты-певцы). Различают певч. Г. бытовой ("непоставленный") и проф. ("поставленный", см. Постановка голоса). Г. может быть поставлен для оперно-конц. пения, исполнения нар. песен, эстр. пения и т. д. Определяющие качества певч. Г.- красота тембра, сила и способность долго выдерживать звуки. Оперно-конц. Г. должен быть хорошо слышимым в больших залах, т. е. обладать т. н. полётностью. Это качество определяется наличием в спектре Г. группы высоких обертонов (высокой певч. форманты). Округлость и мягкость звучания Г. зависят от обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певч. форманты, а также вибрато обеспечивают красоту Г. Сила певч. Г.- особенно важное качество в оперном пении, т. к. должно обеспечивать слышимость на фоне орк. сопровождения. Г. взрослого певца от природы имеет несколько регистров (3). В муж. Г. выделяют грудной регистр в ниж. части диапазона (отличается силой н насыщенностью звучания) и фальцетный в верхней (менее ярок по тембру). В жен. Г. различают грудной регистр, головной в верх. части диапазона (звучащий светло, открыто) и центральный (головное и грудное звучание). Проф. певч. Г. должен иметь диапазон не менее 2 октав и звучать относительно ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смеш. звучания (микста). классифицируются по тембру и высоте. Высокий жен. Г.- сопрано (самая высокая разновидность- колоратурное сопрано), средний - меццо-сопрано, низкий - контральто. Высокий муж. Г.- тенор, средний- баритон, низкий - бас (см. также Контратенор). В каждом типе более высокие и светлые по звучанию Г. носят назв. лирических, а более низкие, густые и тёмные - драматических. В большинстве случаев использование певч. Г. связано со словом. Выразительное донесение поэтич. текста в нении определяется чёткостью произношения согласных и умением передавать средствами певч. Г. речевые интонации. Осн. формой звуковедёния певч. Г. является связное пение, лежащее в основе кантилены. Беглость Г.-умение петь в быстром движения. 2) Составной элемент фактуры. В зависимости от числа одно-врем. производимых муз. звуков различают одноголосие и многоголосие. Функции голосов и их взаимоотношения различны в полифонич. (см. Полифония) и гомофонно-гармонич. (см. Гомофония) складе музыкальном. В 4-гол. изложении выделяют крайние (верхний и нижний, сопрано и бас) и средние (альт и тенор) Г. (по аналогии с певч. Г.). Характер движения голосов определяет тот или иной тип голосоведения. 3) Партия отд. орк. инструмента или хор. группы, выписанная: из партитуры произв. для его разучивания и исполнения. 4) Напев, мелодия песни (отсюда выражение "петь" или "наводить на Г." к.-л. известной песни).
Багадуров В. А., Очерки по истории вок. методология, ч. I-3, М, 1929-37; его же, Очерки по истории вок. педагогики, 2М., 1956; Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вок. речи. Л., 1967; Назаренко И. К., Иск-во пения, М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вок. методики, М., 1968; Юссон Р., Певч. голос, [пер. с франц.], М., 1974; Seeman M., La voix et la parole. P., 1950; Luc hsi nge r R., Arnold О. Е. Lehrbuch der Stimra-und Sprachheilkunde, 'W., 1959.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь