на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГОМОФОНИЯ (греч. - однозвучие, унисон, от - один, один и тот же, одинаковый и - звук, голос) - род многоголосия, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие. В Др. Греции понятие Г. означало исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или пение её неск. голосами в унисон, а также в октаву. В совр. понимании Г.- гомофонно-гармонич. склад музыкальный, характеризующийся взаимодействием 3 осн. функций голосов - мелодии, баса и гармонич. голосов. Г. развилась в русле европ. муз. культуры. Элементы гомофонного склада были присущи уже ранним формам многоголосия - тем, в которых наблюдается более или менее отчётливое функциональное разделение голосов муз. ткани (напр., в органуме, фобурдоне 14 в.). В 15-16 вв. при господстве полифонич. письма элементы Г. накапливались в итал. фроттолах, вилланеллах, франц. шансон, в лютневой музыке, бытовых многогол. танц. жанрах, протестантском многогол. пении. Большую роль в становлении Г. сыграла практика исполнения полифонич. произв. (мадригалов и др.) на клавесине, лютне, органе (вместо пения), а также в качестве аккомпанемента певцу или инструменталисту, играющему на дух. или струн. смычковом инструменте одну из партии этого произв. или импровизирующему новую мелодию (Д. Ортис, 1553). В результате однотембрового звучания многоголосия на гармонич. инструментах полифонич. ткань постепенно преобразовывалась в аккордовую, гомофонную (см. Аккорд). Тембровый контраст с солирующим голосом или инструментом способствовал превращению самостоят. линий полифонич. фактуры (см. Полифония) в единый аккомпанирующий слой, противостоящий мелодическому. Эта традиция музицирования подготовила практику генерал-баса (первоначально - тип вводимого по желанию сопровождения чисто полифонич. музыки на основе выписанных крайних голосов или одного баса; остальные голоса воспроизводились обобщённо, близко к аккордовой фактуре). С нач. 17 в. из разновидности переложения он превратился в обязат. компонент фактуры - многогол. аккордовое сопровождение в композиции нового типа. Появление композиции с генерал-басом (оперная монодия, сольный вок. концерт) положило начало развитию собственно гомофонного склада. Принцип Г. ярко проявился в оперном речитативе: Монтеверди. "Орфей". Переход к новой, гомофонной композиции отвечал муз.-эстетич. устремлениям, возникшим под влиянием гуманистич. идей европ. Возрождения. Этот тип композиции утверждал гомофонный по существу принцип солирования: мелодия выделилась на обобщённом фоне многогол. сопровождения яркостью, раскрепощённостью линии, индивидуализиров. экспрессией, способностью передать дыхание, естеств. фразировку человеческой речи. Первый этап развития Г., т. н. эпоха генерал-баса (17 - сер. 18 вв.), характеризуется сочетанием принципов полифонич. и гомофонного письма, постепенным оттеснением полифонии в большинстве жанров вок. и инстр. музыки, бурным становлением аккордовой гармонии, вызреванием в рамках полифонич. и гомофонно-полифонич. форм (старинной сонатной и старинной двухчастной формы, концертной формы) принципов гомофонного формообразования, опирающегося на тональные соотношения и координацию разделов формы, на соподчинение каденций, членящих целое на составные части (см. Модуляция). Второй этап (сер. 18-19 вв.) - период расцвета гомофонного письма. В гомофонной гармонии осуществился тональный принцип ритмично протекающих контрастных ладофункциональных смен (см. Тональность) - принцип чередования аккордов, соотнесённого с пульсацией сильных и слабых долей такта. В этот период откристаллизовались гомофонные формы музыкальные; сонатная форма и сонатно-симф. цикл (см. Циклические формы) явились высшим достижением гомофонного формообразования. К кон. 19 в. соотношение гомофонных и полифонич. форм изменилось. Развитие гармонии - фундамента гомофонных форм - достигло предела, за которым, по словам С. И. Танеева, связующая сила гармонич. отношений утрачивала своё конструктивное значение. В связи с этим, наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель), резко возрос интерес к возможностям полифонии (И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Шёнберг, А. Веберн). В Г. композитор оперирует специфич. элементами письма, отличающимися от полифонич. техники. Важнейшим и качественно новым элементом гомофонного письма явился аккорд, который мыслился как единство не только фактурное, ритмическое, но и акустическое, ладофункциональное. Эта многосторонность принципиально отличает аккордовую ткань от полифонич. многоголосия в технике "нота против ноты" (с его моноритмичностью голосов). Важнейшая черта аккорда - ладофункциональная монолитность; она действенна даже при его фактурно-ритмич. разработке. Свёртывание многоголосия в аккорды рождает совершенно иную, чем в полифонии, идею гармонич. развития, т. е. чередование аккордов, понимаемое как смена контрастных функций. С этим связан иной тип формообразования, которому свойственны единство всех голосов фактуры при сменах напряжения и покоя, нарастаний и спадов, общность кульминаций, одновременность цезур. Для Г. характерен высокодифференциров. синтаксис, организующий муз. развитие не только на уровне крупных построений, что было и в полифонич. формах, но и на уровне фраз, мотивов. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 7, 2-я часть. допускает многообразные варианты ритмич. соотношения между голосами, в результате чего образуются типы гомофонной фактуры: аккордовый тип, тип развитой мелодии с аккордовым или фигурац. сопровождением; полифонизированная Г. В чисто аккордовом складе мелодия, бас и аккомпанирующие голоса моноритмичны. Наиб. специфич. черта Г.- ритмич. контраст между главным и побочными голосами, при котором функция первого выражена наиб. рельефно. В этом случае вступает в действие контраст между индивидуализиров. линией и ритмом в мелодич. голосе и обобщёнными фактурно-ритмич. формулами сопровождения. Гомофонная фактура может обогащаться элементами полифонии. Развитые, активные сопровождающие голоса уже в эпоху венских классиков были насыщены тематич. материалом, полифонизировали гомофонную ткань. Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмич. и мелодич. оживлении баса и средних голосов, особенно при появлении контрапунктов, имитаций. Полифонизиров. гомофонная ткань соединяет энергию свободно развивающихся индивидуализиров. мелодич. линий с богатством гомофонной аккорди-ки и динамичностью функциональных смен.
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа для теории музыки,пер. с нем., СПБ, 1875; Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодич. полифония Баха, пер. с нем., М., 1931; Асафьев Б., Муз. форма как процесс, кн. 1-2, 2Л., 1971; Xолопова В. Н., Фактура, М" 1979; Riemann H., Grofie Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stung., 1902. И. Катумян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ГАРМОНИКА

ГАРМОНИКИ

ГАРМОНИУМ

ГАУДРИМАС

ГЕДЕОНОВЫ

ГЕКСАХОРД

ГЕМИОЛИКА

ГЕПТАХОРД

ГЕРШФЕЛЬД

ГИДРАВЛОС

ГЛАЗЕНАПП

ГЛИССАНДО

ГЛУХОВЦЕВ

ГОДОВСКИЙ

ГОЛЕМИНОВ

ГОЛОВАНОВ

ГОЛЬДМАРК

ГОЛЬДФАРБ

ГОЛЬШТЕЙН

ГОРДЕЙЧУК

ГОРЧАКОВА

ГОРЧИЦКИЙ

ГОШОВСКИЙ

ГРАМАТХЕС

ГРАММОФОН

ГРИБОЕДОВ

ГРИГОРЬЕВ

ГРИНДЕНКО

ГРИНЧЕНКО

ГРОСФАТЕР

ГРУППЕТТО

ГРЮНФЕЛЬД

ГРЮЦМАХЕР

ГУАРНЬЕРИ

ГУБАРЕНКО

ГУЛЬЕЛЬМИ

ГУТАУСКАС

ГУТОВСКИЙ

ГУШАЛЕВИЧ

Музыкальный словарь ver16