на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ - один из распевов рус. церк. музыки. Наиб. ранние его записи известны со 2-й пол. 17 в.; встречаются преим. в Обиходе в южнорус. Ирмологионах (см. Ирмологий) в записи столповой (си. Знаменный распев. Крюки) в 5-линейной нотациями. Репертуар Г. р. составляют вседневные песнопения: литургии и ряд песнопений пасхального цикла ("На реках Вавилонских" в др.). В кон. 17 - нач. 18 вв. появились многогол. обработки Г. р. Г. р. подчинён системе осмогласия, для него характерны простота и лаконизм мелодии, симметричный ритм, варьированные повторы строк в муз. композиции, Д. В. Разумовский, В. М. Металлов, И. И. Вознесенский связывали появление Г. р. на Руси с приглашением в Москву в 1656 константинопольского дьяка Мелетия "со товарищи" для обучения царских и патриарших певчих. Кондак Пасхе. Рукопись конца 17 в.
Вознесенский И., О церк. пенни правосл. греко-российской церкви. Большой знаменный роспев, К., 1887; его же, Осмогласные распевы трех последних веков правосл. рус. церкви, ч. 3, К., 1893.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь