Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ - один из распевов рус. церк. музыки. Наиб. ранние его записи известны со 2-й пол. 17 в.; встречаются преим. в Обиходе в южнорус. Ирмологионах (см. Ирмологий) в записи столповой (си. Знаменный распев. Крюки) в 5-линейной нотациями. Репертуар Г. р. составляют вседневные песнопения: литургии и ряд песнопений пасхального цикла ("На реках Вавилонских" в др.). В кон. 17 - нач. 18 вв. появились многогол. обработки Г. р. Г. р. подчинён системе осмогласия, для него характерны простота и лаконизм мелодии, симметричный ритм, варьированные повторы строк в муз. композиции, Д. В. Разумовский, В. М. Металлов, И. И. Вознесенский связывали появление Г. р. на Руси с приглашением в Москву в 1656 константинопольского дьяка Мелетия "со товарищи" для обучения царских и патриарших певчих. Кондак Пасхе. Рукопись конца 17 в. Вознесенский И., О церк. пенни правосл. греко-российской церкви. Большой знаменный роспев, К., 1887; его же, Осмогласные распевы трех последних веков правосл. рус. церкви, ч. 3, К., 1893.  |