на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГРИГ (Grieg) Эдвард (1843-1907) - норв. композитор, пианист, дирижёр, муз. деятель. Учился в Лейпцигской конс. (1858-62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фп., у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с комп. Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творч. индивидуальности Г. Совм. с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского муз. общества "Евтерпа". С 1866 жил в Кристиакии (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норв. интеллигенции. Большое значение имела дружба Г. с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произв. которого Г. создал ряд муз.-сценич. соч. (неоконч. опера "Улаф Трюгвасон", музыка к пьесе "Сигурд Юрсальфар", эскизы к опере "Арнльут Геллине", мелодраме для чтеца и орк. "Берглиот", множество романсов и песен). В 1871 Г. основал конц. Муз. общество (ныне Филармонич. общество). С 1874 жил преим. в Бергене, с 1885 - в Тролльхаугене. В 80-90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Г. с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Г. был учреждён 1-й фестиваль норв. музыки (проводятся поныне). Выступал как муз. критик (автобиографич. очерк "Мой первый успех", 1905; статья "Моцарт и его значение для. современности", 1906, и др.). Творчество Г., виднейшего предст. норв. комп. школы, впитавшее влияния нем. романтизма, глубоко национально. Преим. миниатюрист, Г. проявил себя как мастер фп. ("Лирические пьесы" и др. циклы) и кам.-вок. музыки. Ярко индивидуальный стиль Г., тонкого колориста, во многом близок муз. импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как "картинное чередование образов" (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., соната для фп.), Г. драматизировал в симфонизировал форму вариаций ("Старонорвежский романс с вариациями" для орк., "Баллада" для фп. и др.). В ряде произв. воплотились образы нар. легенд и сказаний (части из музыки к пьесе "Пер Гюнт", фп. пьесы "Шествие гномов", "Кобольд"), Обрабатывал норв. нар. мелодии. Под воздействием норв. фольклора сложились характерные для Г. стилистич. приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, нар. танп, ритмов и др.). Творчество Г. составило эпоху в развитии иорв. искусства. Традиции Г. продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также совр. норв. музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др. Чл. Швед. муз. академии (1872), чл. Франц. академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) ун-тов. Опера Уяаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струн. орк. и валтарн В плену гор (слова нар., 1873); для орк. - симфония (1864), увертюра Осевые- (2-я рад. 1887), Старовера, романс с вариациями (1900, первонач. для 2 фп.. 1891), Симф. танцы (1898): для струн. орк. - сюита Из времен Хольберга (1885), транскрипции собств. песен и фп. пьес; концерт для фп. с орк. (1868); кам.-инстр. ансамбля - струн. квартет (1171), Andante col тою для фп, скр. и влч. (1178), 3 сонат для скр. и фп. (1865, 1867, 1887), соната для влч. и фп. (1883); для фп. - Поэтич. картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы (10 тетр., 1867-1901), Из нар. жизни (1870), Баллада (1(75), Листки из альбома (1878), Настроения (1905); для голоса с фп. - ок. 150 романсов и песен, в т. ч. вок. циклы Мелодии сердца (сл. X. К. Андерсена, 1864), По скалам и фьордам (сл. X. Драхмана, 1886), Нораегия (сл. И. Паульсена, 1893), Дитя гор (сл. А, Гарборга, 1895); для муж. хора и солистов - Альбом обработок норв. нар. песен (1878), Возвращение на родину (сл. Б. Вьерисона, 1881); для смеш. хора а сарреlla - Ave Mar" Stella (1898), 4 псалма на темы старинных норв. церк. песнопений (1906) ; музыка к спектаклям драм. театр а -"Сигурд Юрсальфар" Бьерисона (1872), "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1876; 2 сюиты для орк. из музыки к драме, 18S8, 1896) и др.
Избр. статья и письма, М, 1966.
Фиядейзен Н., Э. Григ, СП1 - М, 1908; Музалевский В., Э. Григ, Л., 1938; Креилев Ю., Э. Григ, М., 1958; Левашева О., Э. Григ, М, 1975: Асафьев В. В., Григ, Л., 1984; Веиестад Ф., Шельдеруп-Э6бе Д., Э. Григ - человек и художник, пар. с норв. М., 1986; Н. Н. Мохов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ВИТТ

ВЛАД

ВУРМ

ГАВО

ГАДЕ

ГАРА

ГАУК

ГЕРЦ

ГИЙЮ

ГИМН

ГИРО

ГЛАС

ГЛЕН

ГЛУХ

ГЛЮК

ГОНГ

ГОРН

ГОТТ

ГРАЧ

ГРИФ

ГРОВ

ГРОТ

ГУЛД

ГУНО

ДЕЙК

ДЕКА

ДЕНТ

ДЖАЗ

ДЖИГ

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА

ДОЙЧ

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

Музыкальный словарь ver16