на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГРИГ (Grieg) Эдвард (1843-1907) - норв. композитор, пианист, дирижёр, муз. деятель. Учился в Лейпцигской конс. (1858-62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фп., у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с комп. Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творч. индивидуальности Г. Совм. с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского муз. общества "Евтерпа". С 1866 жил в Кристиакии (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норв. интеллигенции. Большое значение имела дружба Г. с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произв. которого Г. создал ряд муз.-сценич. соч. (неоконч. опера "Улаф Трюгвасон", музыка к пьесе "Сигурд Юрсальфар", эскизы к опере "Арнльут Геллине", мелодраме для чтеца и орк. "Берглиот", множество романсов и песен). В 1871 Г. основал конц. Муз. общество (ныне Филармонич. общество). С 1874 жил преим. в Бергене, с 1885 - в Тролльхаугене. В 80-90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Г. с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Г. был учреждён 1-й фестиваль норв. музыки (проводятся поныне). Выступал как муз. критик (автобиографич. очерк "Мой первый успех", 1905; статья "Моцарт и его значение для. современности", 1906, и др.). Творчество Г., виднейшего предст. норв. комп. школы, впитавшее влияния нем. романтизма, глубоко национально. Преим. миниатюрист, Г. проявил себя как мастер фп. ("Лирические пьесы" и др. циклы) и кам.-вок. музыки. Ярко индивидуальный стиль Г., тонкого колориста, во многом близок муз. импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как "картинное чередование образов" (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., соната для фп.), Г. драматизировал в симфонизировал форму вариаций ("Старонорвежский романс с вариациями" для орк., "Баллада" для фп. и др.). В ряде произв. воплотились образы нар. легенд и сказаний (части из музыки к пьесе "Пер Гюнт", фп. пьесы "Шествие гномов", "Кобольд"), Обрабатывал норв. нар. мелодии. Под воздействием норв. фольклора сложились характерные для Г. стилистич. приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, нар. танп, ритмов и др.). Творчество Г. составило эпоху в развитии иорв. искусства. Традиции Г. продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также совр. норв. музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др. Чл. Швед. муз. академии (1872), чл. Франц. академии изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893), Оксфордского (1906) ун-тов. Опера Уяаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струн. орк. и валтарн В плену гор (слова нар., 1873); для орк. - симфония (1864), увертюра Осевые- (2-я рад. 1887), Старовера, романс с вариациями (1900, первонач. для 2 фп.. 1891), Симф. танцы (1898): для струн. орк. - сюита Из времен Хольберга (1885), транскрипции собств. песен и фп. пьес; концерт для фп. с орк. (1868); кам.-инстр. ансамбля - струн. квартет (1171), Andante col тою для фп, скр. и влч. (1178), 3 сонат для скр. и фп. (1865, 1867, 1887), соната для влч. и фп. (1883); для фп. - Поэтич. картинки (1863), Юморески (1865), Лирические пьесы (10 тетр., 1867-1901), Из нар. жизни (1870), Баллада (1(75), Листки из альбома (1878), Настроения (1905); для голоса с фп. - ок. 150 романсов и песен, в т. ч. вок. циклы Мелодии сердца (сл. X. К. Андерсена, 1864), По скалам и фьордам (сл. X. Драхмана, 1886), Нораегия (сл. И. Паульсена, 1893), Дитя гор (сл. А, Гарборга, 1895); для муж. хора и солистов - Альбом обработок норв. нар. песен (1878), Возвращение на родину (сл. Б. Вьерисона, 1881); для смеш. хора а сарреlla - Ave Mar" Stella (1898), 4 псалма на темы старинных норв. церк. песнопений (1906) ; музыка к спектаклям драм. театр а -"Сигурд Юрсальфар" Бьерисона (1872), "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1876; 2 сюиты для орк. из музыки к драме, 18S8, 1896) и др.
Избр. статья и письма, М, 1966.
Фиядейзен Н., Э. Григ, СП1 - М, 1908; Музалевский В., Э. Григ, Л., 1938; Креилев Ю., Э. Григ, М., 1958; Левашева О., Э. Григ, М, 1975: Асафьев В. В., Григ, Л., 1984; Веиестад Ф., Шельдеруп-Э6бе Д., Э. Григ - человек и художник, пар. с норв. М., 1986; Н. Н. Мохов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь