на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГУНО (Gounod) Шарль (1818-93) - франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1866). Учило в Парижской конс. у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Рим. пр. (1839). Период 1840-43 провел в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творч. влияние оказала на Г. музыка В. А. Моцарта (особенно опера "Дон Жуан"), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-48 церк. органист и регент, одноврем. писал духовную музыку. С нач. 1850-х гг. развернулась его активная муз.-обществ. и творч. деятельность. В 1852-40 директор "Орфеона" и руководитель певч. классов в парижских школах. В 1870-75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Корол. хор. общества. - один из крупнейших предст. франц. оперы 19 в. Среди ранних опер ("Сафо", 1850; "Окровавленная монахиня", 1854) выделяется комич. опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру, 1857). Г. явился основоположником нового жанра во франц. оперном искусстве - лирической оперы. Его лучшее творение - опера "Фауст" (1859). В первонач. редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Г. заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен лит. источник (1-я часть одноим. трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирич. драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центр. персонажем стала Маргарита. Г. создал индивидуальные, психологически правдивые муз. характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Г. интонационно обновил франц. оперу, обратившись к мелодич. строю совр. бытового романса. Те же художеств. принципы претворены в лирич. операх "Мирейль" (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и "Ромео и Джульетта" (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Г. во франц. романс. 12 oпер, в т. ч. (пост. в Париже) Сафо (1851), Лекарь поневоле (1858), Фауст (1859; 2-я ред. 1869), Филемон в Бавкида (1860; 2-я ред. 1876), Мирейль (1864), Ромео в Джульетта (1867; 2-я ред. 1888), Полиевкт (1878); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием и др. произв. для хора с орк.; для орк. - 2 симф. (1854, 1855) и др.; кам.-инстр. ансамбли, фп. пьесы; св. 200 романсов в песен; музыка к спектаклям драм. театра в др.
Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ. 1904; Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, М., 1962; Фрагменты из кн. "Дон Жуан" Моцарта, пер. с франц., в кн.: Муз. эстетика Франции XIX "., М., 1974.
Комбарье Ж., А. Тома и Ш. Гуно, в кн.: Франц. музыка 2-й пол. 19 в., пер. с франц., М., 1938; Наrdin ( J, Gounod, N. Y. - L, 1973. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ГАРА

ГАУК

ГЕРЦ

ГИЙЮ

ГИМН

ГИРО

ГЛАС

ГЛЕН

ГЛУХ

ГЛЮК

ГОНГ

ГОРН

ГОТТ

ГРАЧ

ГРИГ

ГРИФ

ГРОВ

ГРОТ

ГУЛД

ДЕЙК

ДЕКА

ДЕНТ

ДЖАЗ

ДЖИГ

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА

ДОЙЧ

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

ДООР

ДОРЕ

ДУДА

ДУМЫ

ДУНИ

Музыкальный словарь ver16