на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903 - 78) - советский композитор, педагог, муз. -обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Акад. АН Арм. ССР (1963). Д-р искусстведения (1965). Герой Соц. Труда (1973). Чл. КПСС с 1943. В 1929 окончил Муз. техникум им. Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина), в 1934 - Моск. конс. у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (инструментовка). В 1939 - 48 зам. пред. Оргкомитета, с 1957 секр. СК СССР. С 1950 преподавал в Муз. -пед. институте им. Гнесиных, с 1951 (одноврем.) - в Моск. конс. (с 1951 проф.). Среди учеников: Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния), Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Э. А. Хагагортян, А. Я. Эшпай. С 1950 выступал в концертах как дирижёр в СССР и за рубежом с исполнением собств. соч. Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Гос. пр. Арм. ССР (1965). През. Сов. ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Лат. Америки (с 1959). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1962). Почётный чл. Нац. академии "Сайта-Чечилия" в Риме (1960), чл. -корр. Академии искусств ГДР (1961), почётный проф. Мекс. конс. (1960). В творчестве X. самобытно претворены традиции мирового и нац. муз. искусства. Его музыка обогатила совр. комн. школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами муз. выразительности. X. достиг органич. синтеза тональной системы европ. музыки с ладовыми структурами восточной муз. культуры, гл. обр. армянской. Осн. внимание уделял симф. и кам. -инстр. жанрам. Произв. свойственны открытая экспрессивность, мелодич. щедрость, интонац. доступность. Важную роль играет ритм, выполняющий драматургич. функцию. X. - мастер орк. колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с орк. - для фп. (1936), для скр. (1940) и для влч. (1946), балеты "Гаянэ" - первое нац. муз. -сценич. произв. в этом жанре, а также "Спартак" - одна из вершин сов. балета. Крупным достижением стала 2-я симф. (1943), посв. событиям Великой Отечеств, войны 1941 - 45. X. плодотворно работал в области музыки для театра и кино (музыка к спектаклям "Маскарад" Лермонтова, "Валенсианская вдова" Лопе де Веги, где использованы испан. мелодии и ритмы, к фильмам "Пэпо", "Зангезур" и др.). Автор музыки Гос. гимна Арм. ССР (1944). Написал статьи для журналов, посв. творч. деятельности ряда сов. музыкантов; некоторые из них объединены в сборники, в т. ч. "А. Хачатурян" (М., 1980). Творчество X. получило широкое обществ, признание. Имя X. присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 в Ереване открыт Дом-музей X. Балеты - Счастье (1939, Ереван), Гаянэ (использован" музыка балета Счастье, 1942, Пермь; 2-я ред. 1952; 3-я ред. 1957), Спартак (1956, Ленинград; 1968, Москва); для солистов, хора и орк. - Поэма о Сталине (слова ашуга М. Байрамова, 1938), 3 арии - Поэма, Легенда, Дифирамб (слова народные, О. Т. Туманяна и др., 1944 - 46), Ода радости (1956), Баллада о Родине (1961); музыка Гос. гимна Арм. ССР (1944); для о р к. - 3 симф. (1934 - 47), сюиты; в т. ч. Танцевальная (1933), а также из музыки к спектаклям и к. -ф., Рус. фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1948), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958); к онцерты для инстр. с орк. - для фп. (1936), для скр. (1940), для влч. (1946); концерты- рапсодии с орк. - для скр. (1961), для влч. (1963), для фп. (1968); для дух. орк. - марши, в т. ч. Героям Отечеств, войны (1942), Моск. Краснознамённой милиции (1973); кам. -инстр. ансамбли - соната, Танец и Песня-поэма для скр. и фп., трио для кл., скр. и фп., двойная фуга для струн, квартета; для фп. - соната, сонатина, Поэма, 7 речитативов и фуг, сюита (Токката, Вальс-каприз, Танец), 3 пьесы (Остинато, Романс, Фантастнч. вальс), Детский альбом (1-я тетр., 1926 - 47; 2-я тетр., 1965), сонаты для скр., для альта, для влч. соло; песни для голоса и хора в сопр. фп.; муж. хоры a cappella; обр. нар. песен - 5 арм. и др.; музыка к спектаклям драм. театра - "Валенснанская вдова" Лопе де Веги (1940), "Маскарад" Лермонтова (1941), "Лермонтов" Лавренёва (1954), "Макбет" Шекспира (1958; все - Москва) и др.; музыка к к. - ф. - "Пэпо" (1935), "Зангезур" (1938), "Салават Юлаев" (1941), "Человек № 217" (1945), "Рус. вопрос" (1948), "В. И. Ленин" (1948), "Сталинградская битва" (1949), "Отелло" (1955), "Набат мира" (1962) и др. Письма, Ер., 1983 (на арм. и рус. яз.).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь