на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Один из наиб. демократичных видов искусства. Формирование нац. обычаев, языка, утверждение коллективного самосознания протекали в тесной связи с древним синкретич. искусством, важнейшим элементом которого было хор. пение. В гипотезах о зарождении хор. пения вопрос о первичности одноголосия или многоголосия остаётся нерешённым. Различают X. м. народную и профессиональную, светскую и культовую. В муз. фольклоре хор. пение бытует преим. в виде нар. песни, жанровые подразделения которой национально специфичны: колядки (у слав. народов), кэролы (в Англии), спиричуэлы (у амер. негров) и др. X. м. выступает как в виде художественно законченных, структурно замкнутых, так и в виде разомкнутых, сложносоставных композиций (в муз. фольклоре разомкнутость формы характерна для пения противостоящих друг другу хор. групп и солистов - в играх, обрядах, трудовом соперничестве). X. м. различают также по исторически сложившемуся типу многоголосия (гетерофония, полифония, гомофония), по исполнит. составу (X. м. a cappella, с сольным пением, с инстр. музыкой) и др. признакам. Хор. композиции могут быть самостоят. произв. или частью более крупных соч. Распространение получили также разл. виды хор. обработок - аранжировка, транскрипция, гармонизация нар. мелодий. Историч. и археология, источники указывают на богатые традиции нар. -обрядовой и проф. -культовой X. м. в древних гос-вах Вавилона, Индии, Египта. исключит. значение для развития хор. культуры имело искусство Др. Греции, позднее - Византии. Разделение христианства на католичество и православие, обособившее культурные регионы Вост. и Зап. Европы, сказалось на эволюции как культовой, так и светской X. м. Для культовой музыки Зап. Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церк. пения в 4 - 6 вв. К этому периоду относится распространение и канонизация монодич. григорианского пения (см. Церковные лады), установление последования хор. разделов мессы. В ср. века встречаются и образцы раннего многоголосия - органума. Центрами церк. X. м. были монастыри и соборы крупных европ. городов; в университетской среде звучали светские хор. мотеты и студенч. песни. Эпоха Возрождения принесла с собой развитие и расцвет хор. многоголосия, распространение разл. форм светской X. м., утверждение принципа целостной хор. композиции, появление новых хор. жанров (месса, мотет, магнификат, мадригал, шансон и др.). Крупнейшему представителю Ars nova - Г. де Машо принадлежит первая в истории музыки авторская месса (для 4-гол. хора). Большую роль в эволюции Х. м. сыграли мастера нидерландской школы: в творчестве её виднейших представителей (Г. Дюфаи, И. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, X. Изака) высокой степени совершенства достигло полифонич. письмо строгого стиля, прочно установился многогол. склад хор. фактуры. Эстетич. принципы и технич. приёмы нидерл. школы оказали огромное влияние на творчество О. Лассо, композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели), римской школы (Палестрина), позднее - К. Монтеверди (мессы, мотеты, мадригалы). Переломным моментом в отделении X. м. от церкви было возникновение оперы. Начиная с "Эвридики" Пери (1600) и поныне оперная X. м. является одной из важнейших областей хор. искусства. Под воздействием оперы сформировались жанры хор. кантаты и оратории (Италия, Германия). Эволюция свободного стиля полифонии, становление гомофонно-гармонич. мышления обогатили возможности Х. м. В 17 - 18 вв. Х. м. продолжала плодотворно развиваться и в русле традиц. жанров (месса, мотет, мадригал), достигнув высочайших вершин в творчестве Г. Шютца, И. С. Баха (месса h-moll, "сгрести" и др.), В. Л. Моцарта (мессы, реквием). Выдающиеся соч. в жанре оратории создали Г. Ф. Гендель, И. Гайдн. К значит. переосмыслению драматургич. функции хора привела оперная реформа К. В. Глюка. В годы Великой франц. революции зародились жанры революц. и массовой песни, широкое распространение получили гимны-марши, хор. апофеозы и оды. Отражением гуманистич. идей революции стало хор. творчество Л. Бетховена, который первым ввёл хор в симфонию. В 19 в. господствующей формой бытования X. м. стало её конц. исполнение (оратории Ф. Мендельсона и Р. Шумана, реквиемы И. Брамса и Дж. Верди). Большое влияние на развитие X. м. оказали предст. муз. романтизма; это проявилось в исключит. интересе композиторов к нар. песне, к созданию песен-хоров и отд. хор. пьес (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс). Активно вводится хор в симф. музыку (Г. Берлиоз, Г. Малер). Для муз. культуры 20 в. характерны широкое распространение X. м., взаимопроникновение разл. нац. традиций, разнообразие форм и видов хор. пения и жанров X. м. - от массовой политич. песни (X. Эйслер, П. Дессау, А. Буш) до элитарно-изощрённой композиции (Л. Берио, П. Булез, К. Штокхаузен). наиб. значительные хор. соч. созданы И. Ф. Стравинским, А. Онеггером, П. Хиндемитом, К. Орфом, К. Пендерецким, О. Мессианом и др. композиторами. Исторически сложившаяся традиция правосл. пения a cappella и преим. хор. характер рус. муз. фольклора обусловили исключит. значение X. м. в рус. культуре (см. Распев, Знаменный распев, Строчное пение, Партесное пение, Кант, Концерт). К высшим художеств. достижениям доклассич. периода относятся хор. концерты Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя. Хор. творчество М. И. Глинки открыло новую страницу в рус. музыке, послужив истоком развития X. м. рус. композиторов-классиков. Велико драматургич. значение хоров в рус. опере (А. С. Даргомыжский, Н. А. Рим-ский-Корсаков, М. П. Мусоргский). Интенсивно развивался жанр кантаты (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов). Циклы литургии и всенощной создали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков. значит. этапом в развитии рус. X. м. явилось творчество С. И. Танеева (кантаты, хор. циклы, оперные хоры). Важное событие в хор. культуре - создание Русского хорового общества (1878). Рус. хор. коллективы, прежде всего хор Моск. синодального уч-ща церк. пения, получили известность далеко за пределами России. Заметный подъём X. м. начался в 1890-х гг.; большую роль в развитии хор. движения сыграли хор. дирижёры - В. С. Орлов, Н. М. Данилин, С. В. Смоленский, Кастальский и др. В годы первой рус. революции 1905 - 07, а также Окт. революции 1917 огромное значение приобрёл жанр революционной песни. Сов. X. м. развивается как демократич. и многонац. искусство, существуя в разнообразных формах фольклорного и комп. творчества. Осн. её жанры: хор. народная и массовая песня, кантата, оратория, а также отдельные хор. соч. и циклы, оперные хоры. В 20-х гг. начал формироваться жанр сов. массовой хор. песни (хоры А. А. Давиденко, В. А. Белого, Б. С. Шехтера, М. В. Коваля и др. композиторов - членов "Яроколла", Н. А. Рославца, Дм. Я. Покрасса, позднее - Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского). Кантатно-ораториальные жанры становятся типичными для сов. X. м. с 30-х гг. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин). В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 воен. и патриотич. песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Сов. X. м. плодотворно развивается и в рамках оперного жанра, продолжая традиции рус. оперных хоров. С 1950-х гг. яркими произв. в разл. жанрах обогатили сов. X. м. Г. В. Свиридов ("Патетич. оратория", кантаты на ел. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина и др. поэтов, "Курские песни", "Пушкинский венок" и др. соч.), А. Ф. Пащенко; в 1960 - 80-х гг. - В. Н. Салманов, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин. X. м. союзных республик определяется как особенностями нац. хор. культуры, так и чертами, общими для всей сов. музыки. X. м. тех республик, в которых она была преим. одноголосной (Молдавия, Армения, Азербайджан, республики Ср. Азии), ныне развивается и как многогол. искусство (Э. Л. Лазарев, Е. Д. Дога, Комитас, У. Гаджибеков, М. М. Бурханов, А. Ф. Козловский). Интенсивно развивается хор. культура Украины, Белоруссия, Грузии, республик Прибалтики (Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А. В. Богатырёв, 3. П. Палиашвили, О. В. Тактакишвили, И. И. Кечамадзе, В. Тормис и др.).
Иск-во хор. пения. [Сб. ст.), М., 1963; Хор. искусство. [Сб. ст., в. 1 - 31, Л., 1967 - 1977; Асафьев Б., Хор. культура, в его кн.: Рус. музыка. XIX и нач. XX вв., Л., 1968; его же, О хор. иск-"е, Л., 1980; Скребков С. С., Рус. хор. музыка XVII - нач. XVIII вв., М., 1969; ValentinE. (Hrsg.), Handbuch der Chorrausik, Bd 1 - 2, Regensburg, 1953 - 58; Choral music: A symposium, Harmondsworth, 1978.
Е. И. Коляда.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Х..

РУССКАЯ МУЗЫКА

САЛАС-И-КАСТРО

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СКВОЗНЫЕ ФОРМЫ

СМЕШАННЫЕ ЛАДЫ

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

СОНАТНАЯ ФОРМА

СТАРОКАДОМСКИЙ

СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

СХОЛА КАНТОРУМ

ТАТСКАЯ МУЗЫКА

ТОМОВА-СИНТОВА

ТРИТОНОВЫЙ ЛАД

ТРОИСТИ МУЗЫКЫ

УРУГВАЯ МУЗЫКА

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ

ФРАНЦИИ МУЗЫКА

ФРЕЙТАШ БРАНКУ

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ

ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ШНОРАЛИ НЕРСЕС

ШРЕЕР-ТКАЧЕНКО

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭНЕЦКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16