на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич (р. 1913) - советский композитор, педагог, общественный деятель. Нар. арт. СССР (1963). Герой Сои, Труда (1973). Чл. КПСС с 1947. Чл. Центр, ревизионной комиссии КПСС в 1961 - 76. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1976. Окончил Моск. коне, у В. Я. Шебалина (1936, композиция), учился также у Г. Г. Нейгауза (фп.). С 1961 преподаёт в Моск. коне, композицию (с 1966 проф.). Среди учеников: В. А. Овчинников, А. В. Чайковский, Т. А. Чудова. Генеральный (с 1948), 1-й (с 1957) секр. правления, пред, (с 1990) СК СССР. Центр, место в творчестве X. занимают соч. для муз. театра и симф. музыка. Один из первых создателей сов. опер на революц. тематику ("В бурю"; "Мать", по М. Горькому), в которых использовал мелодич. материал крестьянского и гор. фольклора, революц. песни. Внёс вклад в развитие сов. комич. оперы и оперетты. Симф. произв. (2-я симф., инстр. концерты и др.) наряду с присущими музыке X. энергией и лиризмом содержат смелые колористич. сопоставления, совр. выразит, приёмы. Характерный для творчества X. юмор и мягкий лиризм отразились в комич. операх ("Фрол Скобеев", "Доротея" и др.), балетах ("Любовью за любовь" и др.), в работах к спектаклям драм, театра ("Много шума из ничего", 1936; "Давным-давно", 1942, и др.), в музыке к к. -ф. ("Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Верные друзья" и др.), во мн. романсах и песнях. Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1948). Рук. Оргкомитетов Между нар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (с 1978) и Междунар. муз. фестивалей в СССР (с 1981). Почётный чл. ряда заруб, академий искусств, в т. ч. Нац. академии "Санта-Чечилия" (Италия, 1983). Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР (1979), пр. ММС при ЮНЕСКО (1977). D Оперы - В бурю (1939; 2-я ред. 1952), Фрол Скобеев (1950; 2-я ред. под назв. безродный зять, 1967), Мать (1957), Много шума из-за... сердец (1972), Доротея (1983), Золотой телёнок (1985, все - Москва), Голый король (1988, Ленинград) (др.; балеты - Любовью за любовь (1976, Москва), Гусарская баллада (1979, Ленинград) и др.; оперетты - Сто чертей и одна девушка (1963), Белая ночь (1967, обе - Москва); для о р к. - симфонии (1935; 1942, 2-я ред. 1944; 1974), симф. сюиты; концерты для инстр. с орк. - 3 для фп. (1933,1972, 1983), 2 для скр. (1959, 1967), 2 для влч. (1964, 1986); пьесы для фп. и для др. инстр.; хоры; романсы, песни; музыка к спектаклям драм, театра " к. -ф. и др.
Кухарскяй В. Ф., Т. Хренников. Критико-биографич. очерк, М., 1957; Кремлев Ю. А" Т. Хренников, М., 1963; Мартынов И. И., Т. Хренников, М., 1967; его же, Т. Н. Хренников, М., 1987; Т. Хренников. Сб., М., 1974; Григорьев Л. Г., Платек Я. М., Его выбрало время, М., 1983; Воронцова И., О стиле и муз. языке Т. Н. Хренникова, М., 1983; Шехонина И. Е., Творчество Т. Н. Хренникова, М., 1985; Персон Д. (сост.), Т. Хренников. Нотографнч. справочник, [ам., 1987).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь