на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художеств. творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. X. о. диалектичен: объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отображение действительности и её субъективную интерпретацию и оценку автором (в музыке также исполнителем, слушателем). X. о. неотъемлем от материального субстрата искусства. Так, смысл и внутр. строение муз. образа во многом определяются природной материей музыки - акустич. качествами звука музыкального (высотой, громкостной динамикой, тембром, объёмом звучания и т. п.). В то же время смысл X. о. в музыке, как и в др. искусствах, раскрывается лишь в определ. коммуникативной ситуации, в зависимости от функций, выполняемых искусством в обществ. жизни, и от общей картины мира, складывающейся в обществ. сознании той или иной эпохи. Интонация как носитель муз. -художеств. специфики выделяет музыку среди др. искусств. Она предполагает опору на принцип ассоциативного сопряжения смыслов, чем определяется, с одной стороны, внепонятийность обобщения, а с другой - эмоц. характер конкретизации в муз. X. о. Специфич. выражение диалектики X. о. в музыке следует рассматривать исторически. В фольклоре, европ. и вост. (в широком смысле) ср. -век. муз. традициях музыка функционировала преим. как часть обряда, ритуала, церемонии, как средство развлечения (см. Прикладная музыка), чем обусловливались каноничность творчества, малая выраженность в нём индивидуально-авторского начала. Эти качества определялись также особенностями мифологизиров. представлений о мире как о стабильном единстве, в котором циклически и синхронно повторяются и потому взаимоуподобляются природные явления, человеческие действия, психологич. состояния и т. д. (ночь, зима, смерть в мифологич. текстах - эквиваленты, а в литературе нового времени - метафорич. уподобления). Через обряд, ритуал, церемонию, также осмыслявшиеся в духе этико-космологич. соответствий, в картину этих взаимоуподоблений входила музыка. Её элементы поэтому оказывались знаками всеобщего порядка бытия (напр., 4 времени года - 4 стороны света - 4 осн. этич. характеристики - 4 струны лютни - 4 осн. ритмич. фигуры как взаимные эквиваленты в араб. ср. -век. эстетике). С таким абстрактно-понятийным значением муз. знаков (ладов и ритмов) согласовывалось однозначно-конкретное эмоц. переживание (по античным представлениям, лад - одноврем. числовая структура и этос), причём универсальное обобщение действительности было представлено всей целостной системой канонич. элементов муз. творчества. Отдельные же муз. явления, тяготевшие к принципу импровизации, представляли частичные воплощения целостного X. о. С этим связана внутр. незамкнутость муз. явлений в фольклоре и ср. -век. культурах, отличающая их от культуры завершённого произведения музыкального. Начиная с эпохи Возрождения в европ. культуре вызревает иная коммуникативная ситуация муз. искусства, претерпевает изменения структура муз. X. о. Развиваются автономные муз. жанры, свободные от прикладных задач, формируется самостоят, логика комп. мышления. Одноврем. под влиянием ускорившегося социального развития формируется динамичная картина мира, в центре которой - чувствующая и мыслящая неповторимая личность, окружённая также неповторимыми, "одноразовыми" событиями и процессами. Связь музыки с действительностью опосредуется психологич. жизнью человеческой индивидуальности, к-рая, по мере высвобождения личности из-под давления сословных норм, отражается в искусстве всё более многосторонне. В эпохи Возрождения и барокко музыка преим. "подражает" нормативным аффектам (см. Аффектов теория) - человеческим реакциям на объективный мир. В искусстве классицизма стержнем образного обобщения становится изображение характеров, типизируемых через выделение и противопоставление преобладающих качеств (героических, комических, лирических и т. п.). Характерность тематизма и контраст в его развитии придавали X. о. муз. классицизма черты театральности, внося в муз. смысл ассоциации сюжетности и событийности. В романтич. музыке (см. Романтизм) X. о. тяготел к выражению неповторимых эмоц. состояний и сложных психич. процессов (а не стабильного характера), превратившихся во всеобщий язык человеческих переживаний. Поскольку человек трактовался романтиками как "целый мир", равновеликий внеш. действительности, то и отражение его эмоц. процессов осознавалось как муз. постижение природно-историч. бытия в целом. Сформированный в 18 - 19 вв. тип X. о. представляет собой многозначный смысл, предполагающий постоянное комп. переосмысление устоявшихся норм муз. языка. Отсюда - необходимость исполнит, и критич. интерпретации муз. произв. (см. также Герменевтика музыкальная). Классико-романтич. тип X. о. в музыке тесно связан с возможностями реалистич. художеств. познания, которое обусловлено развитием историч. миропонимания (см. Реализм). Историч. сознание связывает проблемы личности с судьбами народов и человечества в целом. Психологич. жизнь человеческого "Я" осознаётся как один из слоев истории; личность оказывается "видима" и в своей уникальности, неповторимости, и в своей типичности, закономерности. Реалистич. X. о. как бы возвращается к универсальному подобию действительности, но не стабильно упорядоченной, а конфликтной и динамичной, одноврем. и личностной, и социальной. Специфич. выражение реализма в музыке связано с последовательным новаторством, диалектически соотносящимся с традицией. Напряжённое противоречие устоявшихся типов интонирования и муз. форм с обновляемыми - один из аспектов масштабного историч. взгляда на действительность. В совр. муз. искусстве существуют типы X. о., до известной степени реставрирующие типологич. характеристики X. о. на предшествующих этапах его развития. Муз. авангардизм, в ряде направлений тяготеющий к синтетич. художеств. акциям (см. Хэппенинг музыкальный), воскрешает характерную для древних культур включённость муз. X. о. во внемузыкальный контекст. В авангардизме развивается также тип X. о., связанный с предельным обобщением действительности, которое превращает муз. произв. в аналог универсума ("Моменты", "Гимны" и др. соч. К. Штокхаузена). Др. тип X. о. возникает в коммерческой, чисто развлекат. музыке, функционирующей в "массовой культуре" (поп-музыка, шлягер). Ориентируясь на интонац. и ком-позиц. шаблоны, эта музыка закрепляет за мелодико-гармонич., ритмич. формулами эмоц. и идейные "этикетки", вызывающие однозначную психофизиологич. и поведенческую реакцию аудитории. Опусы поп-музыки заключают в себе X. о., представляющий одну и ту же общезначимую для "массовой культуры" картину мира. Такие муз. образы - "поп-имиджи" - выражают ходовые представления о мире обыденного сознания, которое в определ. мере мифологизирует действительность. В рок-музыке множественность оснований образного мышления (шлягерная поэтика, авангардистская игра парадоксальными алогизмами, фольклорно-мифологич. тип образности) связана с противоречивостью целей творчества: массовое развлечение, выражение критич. неприятия существующего образа жизни, психологически-компенсаторные цели (подобные тем, что достигаются при употреблении психоделических препаратов), социально-организаторские функции (подобные тем, что выполняет гимн).
Дмитриева Н., Изображение и слово, {М., 1962]; Интонация и муз. образ. Сб. ст., М., 1965; Горанов К., художеств. образ и его историч. жизнь, М" 1970; Конен В. Д., Театр и симфония, 2М., 1975; Лосев А. Ф-, Проблема символа и реалистич. искусство, М., 1976; Ермаш Г. Л., Иск-во как мышление, М., 1982; Шахназарова Н., Музыка Востока и музыка Запада. Типы муз. профессионализма, М., 1983. См. также лит. при ст. Реализм. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь