на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИЗОРИТМИЯ (от греч. - равный и - размеренность соразмерность, ритм) - принцип композиции в мотете 14-15 вв., выражающийся в остинатном проведении ритма, независимого от звуковысотной линии (термин нем. муз. теоретика Ф. Людвига). Как правило, ритмич. остинато помещается в теноре. Повторяемая ритмич. фигура (голья) никогда не равна по протяжённости повторяемому звену звуковысотного остинато (колору), поэтому длительности тальи при каждом повторении приходятся на разные высоты.
И. коренится в модальной ритмике 13 в. (см. Ордо). И. всех голосов называют "пан-И." (напр., мотет Г. де Машо "RUINA Tant-Eins"). И. применяется и в 20 в. (напр., полиостинато ритма и высотной линии в одном и том же голосе, фактурном пласте в соч. О. Мессиана).
Салонов М. А., Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; Сухомлин И., Техника изоритмии: теория, история, в сб.: Проблемы теории зап.-европ. музыки (XII-XVII вв.), М., 1983.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь