на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio - подражание, копия) - повторение голосом мелодии, непосредственно перед тем исполненной другим голосом (по С. И. Танееву). И. - изначальный принцип муз. организации: интонац. общность голосов (в частности, без их совместного звучания) обеспечивает их единство в любых ладовых и гармонич. условиях. Со временем И. стала формой изложения и развития индивидуализиров. тематич. материала (напр., начало 2-гол. инвенции C-dur Баха). Простая И. отличается от канонической (см. Канон) непродолжительностью имитирования. Осн. характеристики имитации: интервал (соотношение по высоте) и расстояние (по времени) вступления; 1-я показывает, насколько выше или ниже, 2-я - насколько позже имитируемого вступает имитирующий голос.
Имитации бывают: 1) строгие и свободные; в первых сохраняются ступеневая (в точных И. также тоновая) величина интервалов и соотношение длительностей, во вторых - могут быть как интервальные, так и ритмич. изменения; 2) обычные и преобразованные с помощью обращения, увеличения, уменьшения, возвратного движения, а также комбинированные (напр., в увеличении и обращении); 3) простые и двойные или тройные, различающиеся количеством имитируемых мелодий; 4) полные и частичные; в последних имитируется либо звуковысотная, либо (чаще) ритмич. сторона мелодии. - один из древнейших элементов многоголосия; встречается в фольклоре мн. народов. В зап.-европ. проф. искусстве имитац. изложение начало развиваться в раннеполифонич. эпоху и стало преобладающим к 15 в. И. - основа имитац. форм (ричеркар, фуги и др.), широко используется в экспозиц., развивающих (одно из гл. средств разработки) и завершающих (в т. ч. как способ варьирования) разделах полифонич. и гомофонных форм, часто как деталь фактуры.
Соколов Н. А., Имитации на cantus ftrmus, Л., 1928; Скребков С. С, Теория имитац. полифонии, К., 1983. См. также лит. при ст. Полифония.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь