на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improvisus - неожиданный) - исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения. Первоначально И. характеризуется канонизированным набором мелодия, и ритмич. элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловливает архитектонич. незамкнутость формы. И. господствует в фольклоре, музыке неевроп. культур (преим. бесписьменной), она получила широкое распространение также на раннем этапе европ. проф. музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (церковные лады), оставляя их конкретное воплощение в напевах отчасти на долю И. Дифференциация системы жанров музыкальных и соответствующих нормативов привела в 11 в. к отделению исполнительства от композиции. Однако И. сохранилась в виде исполнительского искусства орнаментики (см. Генерал-бас, Колоратура, Вариация, Диминуция), которое подразумевалось при неполной нотной фиксации опуса (см. Opus). Возникновение индивидуальных, внутренне законченных, несводимых к жанровым нормам произведений музыкальных потребовало их точной и полной записи, устраняющей произвол исполнителя. Вместо И. кристаллизовалось искусство интерпретации. В творчестве композитора и интерпретатора И. существует в "снятом" виде: на подготовит. этапе формирования муз. образов; в нюансах исполнения авторского текста. В 17-18 вв. исполнительская И. сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инстр. концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. в аристократич. салонах и на конц. эстраде И. была распространена в качестве спец. номера программы у виртуозов. В 20 в. И. возродилась в фольклорном по генезису искусстве джаза, а также в некоторых прикладных областях муз. культуры (муз. иллюстрации к "немым" кинофильмам в нач. 20 в., муз.-воспитат. упражнения для детей Э. Жак-Далькроза, К. Орфа). С 1950-х гг. И. стала опорным принципом в т. н. открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. Нек-рые муз. жанры сохранили названия, указывающие на их генетич. связь с И. (фантазия, прелюдия, импровизация).
Сапонов М., Искусство импровизации. Импровизац. виды творчества в зап.-европ. музыке ср. веков н Возрождении, М., 1982; Wehle С. P., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Monster in W, 1925-32; Piseher М., Die organistische Improvisation im 17. Jahrhundert, Kas., 1929; Ferand E. Т., Die Improvisation in der Musik, Koln, 1961; Knepler G., Improvisation - Komposition, "Studia musicologica Academia scientiarara hungaricae", t. 11, Bdpst, 1969.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь