на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИНДИИ МУЗЫКА - одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к цивилизациям Хараппы и Мохенджо Даро (3-е тыс. до н. э.). Важный этап развития И. м., связанный с древнейшими лит. памятниками Индии - Ведами (кон. 2-го - 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и более развитыми мелодич. образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы нар. и светского искусства. Видовое, жанровое, ладово-ритмич. богатство инд. фольклора обусловлено тем, что Индия - страна полиэтническая, многоязычная. Распространены: баллады (к-рые часто разыгрываются как нар. представления на эпич. и историч. сюжеты) - повада и лавани в Махараштре, бурракатха в Андхре, пабуджи в Раджастхане, пандавани в Мадхья-Прадеш; песенно-танц. формы - гарба в Гуджарате, суа в Мадхья-Прадеш, колаттам в Керале, чакри в Кашмире; лирич. песни - бхатиали в Бенгалии, дхола в Пенджабе, панихари в Раджастхане; трудовые - шари (Бенгалии, махитья в Пенджабе, каджари в Уттар-Прадеш. В инструментарий входят: ударные - дхол (см. Дол), дхолак, дамару, удуккаи, даф, тамматаи, канджира, гуммати, нагара; духовые - комбу, сингх (разновидности рога), тиручиннам, карна (прямые трубы), бансури, мурали, алгоза (флейты), пунги, махуди, гхонга, иохори, нагасар, сурнай, нафери; струнно-щипковые - эктар, дотара, тунтуне, джантар; струнно-смычковые - камайча, банам, саринда. Классич. муз. искусство, ранние формы к-poгo складываются к 7 в., распространяется при дворах знати, в традиц. театре и наряду с культово-религ. жанрами - в храмовом искусстве. Инд. классич. музыка существовала как монодийная традиция, её основой стала рага. Философско-эстетич. и теоретич. принципы инд. классич. искусства, в т. ч. музыки, получили обоснование в трактатах "Натьяшастра" Бхараты (приблизительно 1 4 ив. н. э.). "Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.). "Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Сварамелакаланидхи" Рамаматьи (16 в.) и др. Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определ. сочетания муз. звуков (система тала). На основе космологии, представлений в музыке возникают аналогии 7 осн. звуков инд. лада с 7 планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона - шрути. Каждому муз. звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоц. содержания. Сев.-инд. муз. система опирается на 10 ладов (т х а т), южноинд. - на 72 лада (мела). Классич. инструментарий включает: струнно-щипковые - вина, ситар, сарод, тампура; струнно-смычковые - саранги; духовые - флейты, шехнаи и нагасварам (разновидности гобоя), миниатюрные фисгармонии; ударные - пакховадж, табла, мриданга, гхатам. Фрагмент мелодекламации ведического текста. Начиная с 13 в. культура Сев. Индии, вошедшая в соприкосновение с художеств. традициями Передней н Ср. Азии, испытала воздействие мусульм. искусства. В русле инд. классич. музыки развились два направления: северное (хиндустани), подвергшееся влияниям извне, и южное (карнатак), сохранившее исконный нац. стиль. Различия их не были коренными и выражались в особенностях исполнит. практики и приверженности к определ. жанрам. В отличие от музыки Юж. Индии - гл. обр. культуры вок. традиции, на севере инстр. музыка со временем вычленяется в самостоят. жанр. В южноинд. музыке на основе раги рождаются религ. песнопения киртан и пада, достигшие совершенства в композициях Пурандарадасы (кон. 15 - 1-я пол. 16 вв.) и Кшетрайна (17 в.), ведущий вок. жанр карнатской традиции - крити, ознаменованный творчеством крупнейших музыкантов 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. Шьяма Шастри, Муттусвами Дикшитара, Тьягараджи. Появляются образцы т. н. лёгкой классич. музыки (тесно связанной с фольклором) - тиллана (18 в.), джавали (19 в.). Важнейшими жанрами сев.-инд. классич. традиции стали торжественно-гимнич. дхрупад (расцвет связан с соч. Свами Харидаса - 16 - нач. 17 вв. и Миана Тансена - 16 в.) и культивируемый в вок., а затем в инстр. формах романтически-виртуозный кхайял [его основоположником ряд исследователей считает Амира Хосрова, 13 в.; кульминац. период - в исполнит. практике музыкантов 18 в. Ниямата Хана (Садаранга) и Фироуза Хана (Адаранга)]. Кхайял активизирует гор. муз. культуру - складываются локальные исполнит. школы (гхораны). Лёгкая классич. музыка на С. Индии представлена вок. искусством тхумри, газал, дадра, таппа, тарана. Дань стилистике сев. и юж. традиций отдал Свати Тирунал (19 в.). Характерной чертой инд. художеств. культуры является синтез искусств. Органичный сплав муз., вок., хореография, искусства вызвал к жизни формы инд. традиц. муз. театра - джатра, якшагана, тамаша и др. Образцы муз. театра представляют собой н классич. стили инд. танца - бхарат натьям, катхакали, катхак, манипурн. Подъём нац.-освободит., антиколониального движения в Индии (1-я пол. 19 - сер. 20 вв.) ознаменовал новый важный период в развитии нац. муз. культуры. Яркой страницей стало творчество просветителя, писателя, музыканта и художника Р. Тагора. В среде передовой интеллигенции усиливается интерес к изучению нац. муз. наследия (проводятся Всеиндийские муз. конференции, издаются сборникн песен, антологии классич. музыки, историч. и теоретич. исследования), унифицируется система нотации, активизируются формы муз.-просвет. деятельности, открываются уч. заведения, создаются общественные организации (Муз. академия в Мадрасе, 1928; Центр искусства Кералы, 1930; Бенгальское общество по сохранению нар. искусства, 1932; Муз. институт Гандхарва Махавидьялайя в Лахоре, 1901-08; новый институт под тем же назв. открыта 1939 в Дели). Значит. роль в культурном подъеме сыграли Вишну Нарайяна Бхаткханде, Вишну Дигамбар Палускар, Чиннасвами Мудальяр, Суббарама Дикшитар и др. С завоеванием Индией независимости (1947) связан новый этап в развитии И. м., отмеченный возрождением традиц. форм на новом уровне. Наследуют" и переосмысливаются многообразные средства сценич. выразительности в спектаклях "Иссушенная земля" Шилы Ватс, "Непокорённый Пенджаб" Гулама Хайдара, "Поезд" С. Шанкара, "Сказание о Раме" Г. Д. Мадгулькара и др. Важным стимулом развития комп. творчестве стала киномузыка, в которой определились тенденции к объединению принципов стилистики нац. и зап.-европ. школ. В этом жанре работают А. Бисвас, X. Кумар, С. Чоудхури, Р. Барман, С. Бхаскар и др. Среди музыковедов - П. Самбамурти, Р. Айянтар, С. В. Айяр, С. Праджнанананда, Б. Ч. Дева, О. Госвами, В. Дешпанде, А. Рэнэди. В области классич. жанров широко известны музыканты-исполнители - К. С. Нарайянасвами, С. Балачандер, Р. К. Сурьянарайяна (вина), Вилайят Хан, Рави Шанкар, Никхил Банерджи, Дебу Чоудхури (ситар), Али Акбар Хан, Амджат Али Хан, Бимсен Джоши (сарод), Бисмилла Хан (шехнаи), Харипрасад Чаурасья, Рамана (флейта), Л. Субраманиам, Т. Н. Кришнам (скрипка), певцы братья Дагар, Кумар Гандхарва, Б. Чатурведи, Р. К. Шрикантан, М. М. Айяр, певицы Суббулакшми, Парвин Султана, Шобха Гурти и др. В стране действует множество муз. школ и колледжей, муз. факультетов при университетах, функционирует ряд учреждений, координирующих исследоват. и исполнит. деятельность в области муз. искусства, организующих науч. форумы и фестивали искусств; среди них - Делийская академия музыки, танца и драмы (Сангит Натак Академи), Нац. центр исполнит. искусств в Бомбее, Мадрасская муз. академия. Всеинд. радио принадлежит ведущая роль в пропаганде разл. форм нац. муз. культуры. Выходят журн. "Journal of the Sangeet Natak Akademi" (New Delhi), "National Centre for the Performing Arts" (Bombay), "Journal of the Music Akademy" (Madras) и др. Н. Л. Черкасова.
Дева Б. Чайтанья, Инд. музыка, (пер. с англ.), М., 1980; Менон Рагхааа Р., Звуки инд. музыки. Путь к paгe, (nep. с англ.), М., 1982; Алиханова Ю. М., (Индии), в сб.: Муз. эстетика стран Востока, М., 1967; Виноградов В., Инд. рага, М., 1976; Котовская М. П., Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии, М., 1982; Swarup В, Theory of Indian music, Allahabad. 1950: Gоsvami O.. The story of Indian music. Its growth and synthesis. Bombay, 1957, I975; Sambamoorthy P., History of Indian music, Madras, I960; Кanade G Н., Hindustani music. Its physics and aesthetic, Bombay, 197l;Ayyan(ar R.. Hismry of soulh Indian (Carnatic) music from Vedic times to the present, Madras. l"72; Wade 8. C., Music in India: the classical traditions, Englewood Cliffs, 1974.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
И..

ГРАВИЧЕМБАЛО

ГРИНЦЯВИЧЮТЕ

ГРЮНЕР-ХЕГГЕ

ГУССАКОВСКИЙ

ДАЛЛАПИККОЛА

ДАНИИ МУЗЫКА

ДАРГОМЫЖСКИЙ

ДЕРЖАНОВСКИЙ

ДЕЧИК-ПОНДУР

ДЖУРИЧ-КЛАЙН

ДИВЕРТИСМЕНТ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ

ЖОСКЕН ДЕПРЕ

ЗАВЕТНОВСКИЙ

ЗАИРА МУЗЫКА

ЗУТЕРМЕЙСТЕР

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИРАКА МУЗЫКА

ИРАНА МУЗЫКА

ИСТИННОРЕЧИЕ

КАЛЬКБРЕННЕР

КАСТИЛЬ-БЛАЗ

КЕНИИ МУЗЫКА

КИПРА МУЗЫКА

КИТАЯ МУЗЫКА

КЛАВИРАУСЦУГ

КНАППЕРТСБУШ

КОЛМАНОВСКИЙ

КОЛОКОЛЬЧИКИ

КОМПАКТ-ДИСК

КОМПАНЕЙСКИЙ

КОНГО МУЗЫКА

КОРЕИ МУЗЫКА

КОРРЕПЕТИТОР

КОТЛЯРЕВСКИЙ

КОЦИПИНЬСКИЙ

КРИСТОФОРЯНУ

Музыкальный словарь ver16