на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ (нем. Instrumentenkunde; англ. organology; франц. organologie) - научная дисциплина, изучающая музыкальные инструменты, их конструкцию, акустич. свойства, эаукоиэвлечение я, частично, практику инстр. исполнительства, их изготовление и реставрацию, употребление в быту, ритуалах, отражение в художеств. литературе, изобразит. искусстве. И. связано с акустикой музыкальной, технологией производства, этнографией, фольклористикой, муз. социологией, историей и теорией музыки, инструментовкой. как область музыковедения делится на историч. и систематич. (теоретич.) И. К задачам муз.-теоретич. И. относятся описание и систематика муз. инструментов. Акустика определяет звучащий инструмент как устройство, преобразующее энергию внеш. источника в звуковые колебания и передающее их в окружающую среду. Функционально важны такие части инструмента, как возбудитель колебаний, вибратор (вибрирующее тело), усилитель (резонатор) и излучатель колебаний. Общепринятой является классификация инструментов, выдвинутая В. Ш. Маийоном (1888) на основе идей Ф. О. Геварта (1863) и подробно разработанная Э. М. фон Хорнбостелем и К. Заксом (1914). Согласно этой систематике, основанной на акустич. показателях, инструменты объединяются в классы по след. гл. типам вибраторов: 1) "самозвучащие" твёрдые тела; 2) мембраны, нуждающиеся в натяжении в 2 измерениях; 3) струны, натягиваемые в одном измерении; 4) газообразные тела, заключённые в трубках. Соответственно типам вибраторов различают 4 класса инструментов: иднофоны (самозвучащие); мембранофоны (перепончатые); хордофоны (струнные); аэрофоны (духовые). Дополнит. классом являются созданные в 20 в. электромузыкальные инструменты (электрофоны). Родовые признаки внутри классов определяются конструктивной формой инструмента, напр. хордофоны простые (подкласс "цитры") и сложные ("арфы" и "лютни", к которым относятся не только собственно лютни, но также лиры, скрипки и др.), или способом возбуждения колебаний - ударным, щипковым, фрикционным (с помощью трения, напр. смычком), "духовым" (посредством вдувания воздуха) и "симпатическим" (осн. на явлении резонанса). Звуки при игре на аэрофонах вызываются: путём рассечения воздушной струи ("флейты", неточное назв. - "лабиальные", т. е. "губные"); с помощью колебаний особой пластинки - двойного или одинарного язычка (трости в "лингвальных", т. е. язычковых, инструментах - гобоях, кларнетах); вибрацией губ исполнителя (в "амбушюрных", т. е. мундштучных, аэрофонах - трубах, валторнах и пр.). Однозначная конструктивно-акустич. классификация не способна охватить всё многообразие муз. инструментов и способов игры на них. Так, один инструмент может иметь неск. разл. вибраторов (напр., бубенцы и мембраны в бубнах) и возбудителей колебаний (фактически каждый фрикционный хордофон может быть также щипковым, а лингвальный аэрофон - амбушюрным). Акустич. классификация затруднительна в отношении клавишных инструментов, среди которых различаются духовые (орган), струнные ударные (фп.), щипковые (клавесин) и фрикционные (колёсная лира с клавиатурой), а также электрофоны. Поэтому акустич. систематизация должна быть дополнена исполнительской и муз.-социологической, а также данными историч. И. Древнейшая исполнит. классификация выделяла след. классы инструментов - духовые, струнные, ударные. Видовое членение внутри классов производилось по признаку материала изготовления инструмента или его части; так, в Др. Китае различали 8 видов инструментов - из камня, глины, бамбука, металла, дерева, шёлка, кожи, тыквы. В ср.-век. Европе человеческие голоса считались естеств. инструментами ("гармоническими"), духовые - "органическими", струйные и ударные - "ритмическими"; различались: духовые деревянные и медные (металлич.), с пальцевыми отверстиями и без отверстий; струнные - со струнами кишечными, жильными и металлическими, щипковые и смычковые; "громкие" (в осн. духовые, предназначенные для игры на открытом воздухе) и "тихие" (преим. струнные, использовавшиеся в кам. музыке). В 15-16 вв. технология изготовления инструментов стала основываться на данных математики и физики и достигла высокого уровня; мн. инструменты, напр. орган, клавесин и скрипка, были значительно усовершенствованы; создавались "хоры" ("аккорты") тесситурных разновидностей мелодич. инструментов; изобретались новые инструменты. И. уделялось большое внимание в печатных трактатах С. Вирдунга (1511), М. Агриколы (1528) и др. Итал. теоретики кон. 16 - нач. 17 вв. (Дж. Царлино, Л. Цаккони, Э. Ботригари) классифицировали инструменты по типам темперации, а также в соответствии с настройкой звукоряда: фиксированной (instrumenti stabili, в которых высота тона не зависит от воли исполнителя, - все клавишные, в т. ч. орган; арфа), нефиксированной (mobili, liberi - тромбон, скрипка), частично фиксированной (stabili, ma alterabili, в которых высота тона может корректироваться исполнит. приёмами, - все духовые с пальцевыми отверстиями и струнные с ладками). Сходная классификация и ныне применяется в муз. акустике. А. Агаццари (1607) создал теорию инструментов "фундаментальных", исполнявших партию генерал-Паса, и орнаментальных - мелодических. Энциклопедиями И. явились трактаты М. Преториуса (1614-19), М. Мерсенна (1636), А. Кирхера (1650) и др., обращённые не только к теоретикам, инстр. мастерам, исполнителям, но и к композиторам. В классификациях этого времени различались инструменты "художественные", используемые в кам., церк. и театр. музыке, и "нехудожественные" (мужицкие, военные и пр.), причём к "музыкальным" порой относились не нуждающиеся в музыканте-исполнителе эолова арфа или механич. инструменты-автоматы. В 18-19 вв. проблемы И. разрабатывались в теории инструментовки, исполнительства, при изучении истории музыки. Особое значение приобрели акустич. и технология, вопросы И. в связи с развитием естеств. наук, а также ростом фабричного производства совершенствуемых и вновь изобретаемых инструментов. В симф. орк., сложившемся в этот период, инструменты объединяются в 3, а затем 4 группы (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные со щипковыми струнными) согласно преобладающему способу звукоизвлечения и установившейся традиции. В 1-й пол. 20 в. систематич. И. приобретает последовательно науч. характер. Всё больше внимания уделяется совр. звуковой технике (см. Звукозапись), а также этнография., фольклорной и история, проблематике И. См. также Инструментовка, Партитура, Оркестр.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
И..

АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

АРИСТИД КВИНТИЛИАН

АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ

АРХИВ ЗВУКОЗАПИСЕЙ

АФГАНИСТАНА МУЗЫКА

БАХОВСКОЕ ОБЩЕСТВО

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА

БОЛИВИЙСКАЯ МУЗЫКА

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СССР

ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ДАУЛЕТКЕРЕЙ ШИГАЕВ

ДЖУЛЬЯРДСКАЯ ШКОЛА

ЖЕРЕБЦОВА-АНДРЕЕВА

ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕПРИЗА

КВАДРАТНАЯ НОТАЦИЯ

КЛАВИШНЫЙ МЕХАНИЗМ

КОЛОКОЛА ЦЕРКОВНЫЕ

КОМБИНАЦИОННЫЙ ТОН

МАНЬНСИН-НЕВСТРУЕВ

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР

МЕСОПОТАМИИ МУЗЫКА

МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА

МИКОЛАЙ ИЗ КРАКОВА

МИКСОЛИДИЙСКИЙ ЛАД

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ

МУРАТАЛЫ КУРЕНКЕЕВ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

НЕМЦЕВ СССР МУЗЫКА

ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД

Музыкальный словарь ver16