на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИСПАНИИ МУЗЫКА. Истоки И. м. - в музыкальной культуре иберов, в 5-3 вв. до н. э. смешавшихся с кельтами. С 12 в. до н. э. финикийская, затем греч. и карфагенская колонизация способствовали проникновению в страну вост. культур. Сильнейшее влияние на нспан. культуру оказало господство Рима (2 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Ещё в римскую эпоху распространилось христианство, принесшее в И. м. лат. литургич. песнопения. В 8-15 вв. в Испании достигла расцвета араб. музыка (г. Кордова - столица Араб. халифата - стал позднее центром испано-араб. культуры). Однако длит. существование араб. музыки на Пиренейском п-ове не ослабило самобытности испан. нар. музыки. Ориентальный характер нар. музыки юж. и юго-вост. областей Испании обусловлен местной традицией иберо-вост. происхождения, независимой от арабской. Многочисл. группы цыган, поселившихся в 15 в. в Юж. Испании, усилили ориентальный колорит музыки Андалусии. Частые ориентализмы в нар. музыке Кастилии, Леона, Астурии - отчасти результат влияния визант. культовой музыки, привнесённой в нач. 5 в. вестготами. Испан. фольклор имеет отчетливые локальные различия. Наиб. архаич. ладовые и метроритмич. особенности сохранила музыка басков (в т. ч. песня и танец сортсико). В фольклоре Галисии преобладают лирич. песни (в т. ч. алала); из танцев наиб. популярна муньейра. Песенная лирика также характерна для фольклора Астурии. Сходные черты имеет фольклор Каталонии, Балеарских островов и Валенсии (преобладают песни, из танцев распространена сардана). В Каталонии, бывшей частью франц. Прованса, высокого уровня достигло искусство трубадуров (13-14 вв.). Общеиспан. чертами больше других обладает нар. музыка Кастилии и Леона; для неё характерны метрич. многообразие с преобладанием 3-дольности, полиметрия, неразрывная связь танца и пения: гл. инструмент - гитара. Осн. жанры: сегидилья, фанданго, болеро, руэда, чаррада, тонада, хота (последняя особенно культивируется в Арагоне и Наварре). Музыка Андалусии представлена стилем канте хондо, или фламенко (см. Канте фламенко), и собственно андалусийской музыкой, песни и танцы которой генетически связаны с фанданго (малагенья, ронденья, гранадина и др.) и сегидильей (севильяна с её разновидностями) или происходят от др. старинных общеиспан. форм - сапатео, соронго, тирана, вито и др. Осн. муз. инструменты - гитара и кастаньеты. Кастильская сегидилья. Анлалусийская колыбельная. Реконкиста (отвоевание территорий, захваченных арабами; завершилась в 1492) ускорила формирование испан. общенац. культуры. В 13 в. распространились героико-эпич. песни (cantares de gesta), исполнявшиеся трубадурами и хуглярами (жонглёрами) в сопр. виуэлы. В нар. среде в 14-15 вв. эти песни трансформировались в романсы. Из др. муз.-поэтич. форм в 13-14 вв. культивировались кантиги, альбады, серенады, пастурели, ретроэнсы, широко бытовали вильянсико и кантарсильо. В 15 в. они дали начало таким песенным формам И. м., как кансьон, тонада, коала, серранилья. Из танцев в 15-16 вв. были популярны сарабанда, чакона и эскарраман. Позже распространились фанданго, сегидилья и болеро. К кон. 15 в. достигла высокого уровня проф. И. м. (комп. X. де Анчиета, Ф. Пеньялоса; X. дель Энсина - родоначальник испан. муз. театра). Расцвет испан. вок. полифонии, гл. обр. культовой, связан с творчеством композиторов эпохи Возрождения К. де Моралеса, Ф. Герреро и особенно Т. Л. де Виктории. Интенсивно развивалась в 16 в. инстр. музыка, преим. для виуэлы, на основе которой формировалось виртуозное искусство вариац. разработки (диференсиас), принципы которого впервые теоретически обосновал Д. Ортис ("Traltado de glosas...", Rome, 1553). Наиб. известные испан. виуэлисты 16 в.: Л. Милан, Э. де Вальдеррабано, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, А. Мударра. Имитационно-полифонич. стиль и вариац. метод утверждаются в орг. музыке 16 в., крупнейшим мастером которой был А. де Кабесон. Среди муз. теоретиков: Б. Р. де Пареха (трактат "Musica practice", Bologna, 1482), Ф. де Салинас ("De musica libri septem", Salamanca, 1577; содержит многочисл. записи испан. нар. песен), X. Бермудо [трактат "El libro primero de la declaration de instruments (musicalcs)., Assuna, 15491. Формирование испан. муз. театра относится к раннему средневековью. Сохранился отрывок из религ. мистерии 12 в. "Поклонение волхвов". В 14 в. зарождаются светские формы муз. театра. В эпоху Возрождения своеобразие испан. муз. театра проявилось в т. н. эклогах - драм. сценах с музыкой на религ. и светские сюжеты. Основоположник этого жанра - X. дель Энсина. Специфич. испан. форма оперного жанра - сарсуэла (сложилась в 17 в.). Во 2-й пол. 18 в. формируется лирич. муз. комедия тонадилья, классич. образцы которой создали Л. Мисон, П. Эстеве, Б. де Ласерна, М. Гарсия. Среди композиторов кон. 17 - нач. 18 вв.: X. Кабанильес (соч. для органа), А. Литерес (культовая музыка), органист и клавесинист А. Солер, оперный композитор В. Мартин-и-Солер. Значит. роль в развитии инстр. И. м. 18 в. сыграл Д. Скарлатти, долгое время работавший в Испании. С открытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847) и Мадриде (1850) муз. жизнь в Испании заметно активизировалась. Сарсуэла достигла расцвета в творчестве М. Эславы, Ф. Барбьери, Ф. Кабальеро, Т. Бретона, Р. Чапи-и-Лоренте, А. Вивеса. К композиторам нац. ориентация принадлежат Ф. Таррега, Ф. Пухоль, К. дель Кампо-и-Сабалета. В кон. 19 в. началось движение за возрождение художеств.-самобытной нац. муз. культуры, т. н. ренасимьенто, которое возглавил Ф. Педрель. Он оказал решающее влияние на формирование испан. комп. школы 20 в., крупнейшие предст. которой - И. Альбенис, Э. Гранадос-и-Кампины), М. де Фалья. Творчество последнего - одно из высших достижений зап.-европ. музыки 20 в. В годы Нац.-революц. войны 1936-39 распространилась массовая песня, в т. ч. революционно-патриотическая (С Бакариссе, Э. К. Чапи, К. Паласио, Э. Касаль). С установлением франкистского режима мн. испан. музыканты эмигрировали. После 2-й мировой войны 1939-45 выдвинулись комп. X. Гуриди, О. Эспла, Ф. Момпу, С. Бакариссе, X. Баутиста, X. Родриго, Э. и К. Альфтеры, Г. Пнтталуга, К. Паласио, П. Соросабаль. Среди исполнителей кон. 19-20 вв.: певцы - М. Гай, Э. де Идальго, К. Супервиа, В. де Лос Анхелес, Т. Берганса, П. Доминго, М. Кабалье, П. Лоренгар; дирижёры - Э. Ф. Арбос, X. Итурби (такхе пианист), А. Архента; пианисты - А. де Ларроча, X. Турина, Р. Викьес; скрипачи - П. Сарасате, X. Манен; виолончелисты - П. Касальс, Г. Касадо; гитаристы - М. Льобет, А. Сеговия, Ф. Таррега. Среди музыковедов; Р. Митхана-и-Гордон, А. Саласар, X. Субира, Э. Л. Чаварри, Э. М. Торнер, И. Англес. В Испании функционируют (1987): Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, общество "Муз. молодёжь Испании", Симф. орк. Испаи. радио и ТВ, Филармонич. орк., Испан. институт музыковедения (1943), оперный театр "Лисео" - в Барселоне; Нац. конс. (Мадрид) и др. Проводятся разл. фестивали, в т. ч. Недели ср.-век. музыки в Эстелье (Наварра); междунар. конкурсы: музыкантов-исполнителей им. М. Каналье (с 1954), вокалистов им. Ф. Виньяса (с 196); оба - Барселона), разл. конкурсы пианистов, органистов, гитаристов и др.
Кузнецов К. А., Из истории исп. музыки. Этюды 1-5, "Музыка", 1937, № 20, 23, 29, 32; Грубер Р. И., Муз. культура Испании XV - нач. XVII м" в его кн.: История муз. культуры, т. 2. ч. 1, М., 1953; Оссовский А, Очерк истории исп. муз. культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961; Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах, (пер. с исп.], М., 1971; Мартынов И. И., Музыка Испании, М., 1977; Реdrеil F, Cancionero musical popular espaftol, t. 1-4, Vails (Caialunya). 1918-22; 1 - 2. 1936; Subira 'Puig J.. Historia de la musica espanola e hispinoamericana, Barcelona, 1953; Salazar A., La musica de Espafta, B. Aires - Мех., 1953; Chavarri E. L.. Musica popular espaflola, Barcelona, 1951; Marcо Т., La musica de la Espana centemporanea. Madrid, 1970; Le Bordayf C, La musique espagnole, P.. 1977; Marсо Т., Historia de la mtiiki espaflola, v. 1-6, Madrid, 1983-84. См. также лит. при ст. Канте фламенко. П. А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
И..

ВАН ДЕН БОРРЕН

ВЕНГРИИ МУЗЫКА

ВИНЬЯС ДОРДАЛЬ

ВИОЛА ДА ГАМБА

ВИОЛА-БАСТАРДА

ВОЕННАЯ МУЗЫКА

ГАДЖИБАБАБЕКОВ

ГАРСИЯ КАТУРЛА

ГАРСИЯ МОРИЛЬО

ГВИДОНОВА РУКА

ГЕСС ДЕ КАЛЬВЕ

ГИЛЬОМ ДЕ МАШО

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

ДЖИБУТИ МУЗЫКА

ЗВУКОВАЯ ШКАЛА

ЗИГМУНД-ШУЛЬЦЕ

ИЗРАИЛЯ МУЗЫКА

ИНСТРУМЕНТОВКА

КАМЕННЫЙ ТЕАТР

КАМЕР-МУЗЫКАНТ

КАНТЕ ФЛАМЕНКО

КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ

КВИНТОВЫЙ КРУГ

КЕТСКАЯ МУЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ

КОНСТАНТИНЕСКУ

КОНЦЕРТ-МИТИНГ

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

КОРАБЕЛЬНИКОВА

КРЮКОВОЕ ПЕНИЕ

КУВЕЙТА МУЗЫКА

ЛАКСКАЯ МУЗЫКА

ЛЕТЕЛЬЕР ЛЬОНА

ЛИБЕРИИ МУЗЫКА

ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД

МАГРИБА МУЗЫКА

МАРОККО МУЗЫКА

МАРТИН-И-СОЛЕР

Музыкальный словарь ver16