на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИТАЛИИ МУЗЫКА. Истоки И. м. восходят к музыкальной культуре Древнего Рима (см. Древнего Рима музыка). В 4 в. Рим наряду с Византией стал одним из центров развития литургич. пения, первонач. основой которого была псалмодия. Миланский архиепископ Амвросий закрепил практику антифонного пения гимнов (см. Амвросианское пение. Антифон). В кон. 6 в. оформилась христ. литургия, была упорядочена её муз. сторона. Созданная тогда же в Риме певч. школа ("Схола канторум") стала своего рода академией певч. искусствв. В 8-9 вв. сложились мелодич. стиль и осн. формы григорианского пения, большое внимание которому уделил крупнейший итал. муз. теоретик средневековья Гвидо д'Ареццо (11 в.; в его работах появились лишь отд. описания ранних форм многоголосия). До кон. 13 в. И. м. была ионодийиой; наряду с культовым пением она представлена лаудой, баллатой и др. светскими жанрами, проникшими в Италию под влиянием франц. труверов. В комп. творчестве переход от одноголосия к многоголосию в Италии произошёл в кон. 13 - нач. 14 вв., что послужило началом нового подъёма И. м. (эпоха, получившая а муз. трактатах назв. Ars nova). Осн. очагами этого искусства были Флоренция, Венеция, Падуя. Гл. жанры музыки, отразившие специфику итал. многоголосия, - мадригал, качча, баллата. Светская музыка оказала большое влияние на духовную. Виднейшие предст. Ars nova - комп. Джованни да Фнренце, Якопо да Болонья (впервые ввёл 3-голосие), Ф. Ландино, теоретик Маркетто Падуанский. Широкое развитие в 14 в. получила инстр. музыка. Среди инструментов того времени - лютня, арфа, Фидель, флейта, гобой, труба, органы разл. типа (применялись как для аккомпанемента пению, так и для сольной и ансамблевой игры). В 15 в. многогол. пение прочно утвердилось в римском католич. богослужении. Этому способствовала деятельность предст. нидерландской школы, состоявших на службе в папской капелле. В Сикстинской капелле, хор. капелле собора св. Петра (обе - Рим) сосредоточились лучшие мастера церк. пения разл. стран. В 16 в. И. м. заняла ведущее положение среди европ. муз. культур. Её очагами наряду с церк. капеллами были ремесл. цеховые объединения, кружки просвещённых любителей литературы и искусства (академии). Наиб. крупные и влиятельные школы - римская и венецианская. Композиторы римской школы создали высокоразвитое полифонич. искусство, в котором лучшие достижения нидерл. школы были переосмыслены в духе ренессансной эстетики. Вершиной хор. полифонии римской школы стала музыка Палестрины, содержащая в то же время развитые элементы гомофонного письма. Основателем венецианской школы был нидерландец А. Вилларт, 35 лет возглавлявший капеллу собора Сан-Марко (с 1527). Расцвет этой школы связан с творчеством А. и Дж. Габриели. Иск-во венецианцев характеризовалось пышностью звуковой палитры, обилием ярких колористич. эффектов. Широкое развитие получил у них принцип многохорности. Гармония насыщалась хроматизмами. Венецианские композиторы способствовали становлению новых форм инстр. музыки. Обогатился состав инструментов, возросло значение смычковых. В этот период формируется классич. тип "иолы; проф. инструментом становится скрипка, ранее распространённая в нар. муз. быту. Главными сольными инструментами продолжали оставаться лютня и орган. Характерные для 16 в. жанры инстр. музыки - ричеркар, фантазия, канцона, каприччо. А. и Дж. Габриели принадлежат первые самостоят. образцы кам. ансамблевой и орк. музыки ("Canzoni e senate...", изд. в 1615). Принцип контрастирования разл. инстр. групп, характерный для музыки барокко, получил последоват. воплощение в жанре концерта. Наиб. ярким выражением ренессансных идей в музыке явился мадригал, новый расцвет которого наступил в 16 в. (Вилларт, К. де Pope, А. Габриели, К. Феста, Палестрина). Помимо Венеции и Рима школы мадригалистов существовали в Милане, Флоренции, Ферраре, Болонье, Неаполе. Наивысшие достижения в этом жанре (кон. 16 - нач. 17 вв.) связаны с творч. деятельностью Л. Маренцио, К. Моитеверди и Джезуальдо ди Венозы. Эпоха Возрождения дала толчок развитию муз.-теоретич. мысли в Италии. Фундамент учения о гармонии Нового времени заложил Дж. Царлияо (формирование представления о мажоре и миноре). Др.-греч. учение о хроматич. и энгармонич. родах интервальных применительно к совр. музыке разрабатывал Н. Вичентино. Богатым пластом И. м. являются нар. песни и танцы (сальтарелло, форлана, тарантелла, сииилиана и др.). Нар. музыка оказала влияние и на проф. муз. творчество (см. Фроттола, Вилланелла). Общие направления развития позднеренессансного муз. искусства получили яркое воплощение в музыке итал. барокко, с которым связано появление нового жанра - оперы с характерным для ранних её образцов стремлением к аффектной трактовке слова (см. Риторика музыкальная). Ещё в 1581 появился полемич. трактат В. Галилеи "Диалог о древней и новой музыке", в котором распевная вок. декламация противопоставлялась "варварству" старой полифонии. Мысли Галилеи нашли поддержку у группы поэтов, музыкантов и учёных-гуманистов, объединившихся с 1570-х гг. в т. н. Флорентийскую камерату. Деятели этого кружка Я. Пери и О. Ринуччини создали первые оперы - "Дафна" (1598) и "Эврндика" (в написании музыки участвовал Дж. Каччини, 1600). Несколько позже оперу "Эвридика" (изд. в 1600) на то же либр. написал Дж. Каччини - автор сборника одногол. мадригалов и арий "Новая музыка..." (1601), развивающих стилистич. принципы, характерные и для его оперы. Эта манера письма получила назв. "нового стиля" или "изобразит. стиля" (stile rappresentativo). Подлинный драматизм внёс в оперу К. Монтеверди; вершина его оперного творчества - "Коронация Поппеи" (1642). В Венеции опера стала общедоступным зрелищем, в 1637 здесь открылся первый публичный оперный театр "Сан-Кассиано". Мифологич. тематика уступила гл. место историч. сюжетам, драм. и героич. начало переплеталось с комедийным и даже фарсовым. Вок. мелодика приобрела большую напевность, в речитативных сценах выделились эпизоды ариозного типа. Эти черты, свойственные поздним операм Монтеверди, получили развитие в творчестве Ф. Кавалли. Своеобразную окраску приобрела опера в Риме, где наряду с антич. мифологич. сюжетами использовалась религ. тематика ("Смерть Орфея", 1619, и "Святой Алексей", 1631, Ланди). В Риме появились и первые образцы комич. оперного жанра ("Страждущий да надеется" Маццокки и Мараццоли, 1639; "Нет худа без добра" Аббатини и Мараццоли, 1653). В операх М. А. Чести возросла роль закруглённых вок. номеров. Его опера "Золотое яблоко" (1667) стала прообразом придв. спектаклей, с этого времени получивших распространение в ряде стран Европы. С кон. 17 в. ведущая роль в развитии итал. оперы перешла к Неаполю. Первый крупный предст. неаполитанской оперной школы - Ф. Провенцале, но подлинным её главой стал А. Скарлатти. Он утвердил типичные признаки оперы-cеpua, сохранившиеся с некоторыми изменениями до кон. 18 в., развил и обогатил вок. и инстр. формы оперы, выработал композиц. структуру итал. оперной увертюры (симфонии). В тесной связи с оперой развивался новый жанр внелитургич. религ. искусства - оратория, которая приобрела самостоят. законч. форму в творчестве Дж. Кариссими. Позднее А. Страделла внёс в ораторию элементы драм. патетики и характеристичности. Кариссими м Л. Росси были виднейшими мастерами родственного оратории жанра камерной кантаты (преим. на светские тексты). Среди авторов церковной музыки - Г. Аллегри, П. Агостини, О. Беневоли (поэдиеримская школа). Концертирующий стиль, близкий ариозно-речитативному пению ранней итал. оперы, свойствен духовным концертам А. Банкьери и Л. Виаданы. В этой же манере писали Монтеверди, Кавалли и Дж. Легренци. Поиски новых форм и средств муз. выразительности велись и в области инстр. музыки. Дж. Фрескобальди обогатил мелодич. и гармоиич. язык, полифония, фактуру орг. и клавирной музыки; в его произв. кристаллизовался классич. тип фуги. В инстр. И. м. со 2-й пол. 17 в. ведущая роль перешла к смычковым инструментам, прежде всего к скрипке. В 17-18 вв. в Италии (в Кремоне) выдвинулись династии скр. мастеров - семьи Амати, Страдивари, Гварнери. Получил распространение жанр трио-сонаты, сложившийся на рубеже 16-17 вв. в Венеции. Значит. роль в его развитии сыграла болонская школа (М. Каццати, Дж. Витали, Дж. Бассани). Эпоху в истории скр. и кам. ансамблевой музыки составили произв. А. Корелли, в творчестве которого завершилось формирование трио-сонаты. Наряду со своим современником Дж. Торелли Корелли создал жанр concerto grosso. Среди учеников Корелли: П. Локателли, Ф. Джеминиани, Дж. Сомис. С кон. 17 - нач. 18 вв. в Италию стали приезжать мн. иностр. музыканты для завершения образования. Особую известность как педагог получил комп. и теоретик Дж. Б. Мартини, советами которого пользовались К. В. Глюк, В. А. Моцарт, А. Гретри, М. С. Березовский. Популярности итал. оперы способствовал высокий уровень вок.-исполнит. культуры. Среди мастеров искусства бельканто 18 в. - певцы-кастраты А. Бернакки, Каффарелли, Ф. Бернарди, Фаринелли, певицы Ф. Бордони, Ф. Куццони, К. Габриелли, В. Тези. Гл. центры итал. оперной жизни в 18 в.- Неаполь и Венеция. Поэты-либреттисты А. Дзено и П. Метастазио выработали устойчивый тип историко-мифологич. оперы-сериа и, следуя законам классицистской драмы, придали композиции оперы единство и стройность. В сер. 18 в. наметилась тенденция к более тесной связи музыки с драм. действием. Новаторские тенденции наиболее ярко выразились в творчестве Н. Йоммелли и Т. Траэтты, частично подготовивших оперную реформу Глюка, а также Дж. Сарти, А. Саккини и А. Сальери. Новый демократич. жанр оперы-буффа сформировался у старших мастеров неаполитанской школы Л. Винчи и Л. Лео. Первый классич. образец - "Служанка-госпожа" Перголези. Её постановка во Франции (1752) послужила толчком к возникновению эстетич. полемики (см. "Война буффонов"), способствовала формированию франц. комич. оперы. Значит. влияние на развитие оперы-буффа оказал К. Гольдони, автор оперных либретто, на многие из которых писал музыку Б. Галуппи. Творчество Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чнмарозы - наивысший этап развития оперы-буффа в 18 в. Во 2-й пол. 18 в. опера-буффа приблизилась к типу "мещанской драмы". Значителен вклад итал. композиторов 18 в. в инстр. музыку (падуанская школа Дж. Тартини; деятельность скрипача Г. Пуньяни, среди учеников которого - Дж. Б. Виотти). В жанре concerto grosso активно выступил А. Вивальди, установивший 3-частную структуру цикла. Одним из композиторов, непосредственно подготовивших расцвет классич. инстр. музыки, был Дж. Саммартини, близкий представителям мангеймской школы и ранней венской школы. Л. Боккерини обогатил сольную влч. литературу, был одним из создателей классич. типа смычкового квартета. Образный строй и средства выразительности клавирной музыки расширил и обновил Д. Скарлатти. Новую эпоху в истории скр. искусства открыл Н. Паганини, художник романтич. склада, который оказал влияние не только на развитие скр. музыки в 19 в., но и на творчество крупнейших предст. романтич. пианизма - Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. В 19 в. внимание композиторов и публики было всецело приковано к опере. Высокий расцвет итал. оперы в 19 в. связан с деятельностью Дж. Россини, в творчестве которого нашёл отражение подъём культуры, вызванный ростом патриотич. нац.-освободит. движения. Он обновил нац. тип оперы-буффа, заострив и углубив характеристики действующих лиц ("Севильский цирюльник", 1816), в героико-драм. операх преодолевал штампы оперы-сериа, придавал особое значение хор. сценам ("Вильгельм Телль", 1829). Романтич. тенденции получили яркое выражение в операх В. Беллини и Г. Доницетти, творчество которых развернулось на высшем этапе движения нац. Возрождения (Рисорджименто). Одним из крупнейших оперных драматургов итал. и мирового оперного театра стал Дж. Верди, создавший произв. большой психологич. глубины и острых драм. конфликтов ("Риголетто", 1851; "Трубадур", "Травиата", обе- 1853), отличающиеся единством драм. действия, возросшей ролью оркестра, индивидуализацией муз. характеристик ("Дон Карлос", 1867; "Аида", 1870). Полное слияние музыки с драм. действием достигнуто Верди в опере "Отелло" (1886). Под влиянием литературы в кон. 19 в. в муз. искусство проникли идеи веризма ("Сельская честь" Масканьи, 1890; "Паяцы" Леонкавалло, 1892; оперы У. Джордано, Ф. Чилеа). Крупнейшим итал. оперным композитором после Верди стал Дж. Пуччини. Оставаясь верен традициям итал. бельканто, он заострил декламац. выразительность вок. мелодики, обогатил красочностью гармонич. язык и инструментовку, придал им большое изящество ("Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Мадам Баттерфлай", 1903; "Турандот", 1924, и др.). Высокие достижения итал. оперы в 19 - нач. 20 вв. были связаны с блестящим расцветом вок.-исполнит. культуры. Среди выдающихся певцов: А. Каталани, сестры Гризи, Дж. Паста, А. Бозио, Б. и К. Маркизио, А. Патти, Дж. Марио, Дж. Б. Рубини, М. Баттистини, А. Мазини, Дж. Ансельми, Ф. Таманьо, Э. Тамберлик. В 20 в. славу итал. оперы поддерживали певицы А. Барби, Дж. Беллинчони, А. Галли-Курчи, Т. Даль Мойте, Е. и Л. Тетраццини, певцы Дж. Де Лука, Б. Джильи, Э. Карузо, Т. Скипа, Титта Руффо и др. С кон. 19 в. значение оперы в И. м. ослабевает, намечается тенденция к преим. развитию инстр. жанров. Большой вклад в И. м. 20 в. внёс Ф. Бузони. Им было выдвинуто понятие "новый классицизм", противопоставлявшееся импрессионизму и творчеству композиторов новой венской школы (А. Шёнберг). В русле неоклассицизма сложилось творчество комп. И. Пиццетти, Ф. Малипьеро и А. Казеллы, обращавшихся к формам и стилистич. приёмам итал. барокко и мелодике григорианского хорала. К этой группе принадлежит и О. Респиги - мастер орк. звукописи (занимался у Н. А. Римского-Корсакова). Заметную роль в И. м. 1-й пол. 20 в. играли Ф. Альфано, М. Кастельнуово-Тедеско и В. Риетн. На рубеже 40-х гг. 20 в. в И. м. произошли заметные стилевые сдвиги, выразившиеся в усилении воздействия принципов новой венской школы. Крупнейший композитор этого периода - Л. Даллапиккола, творчество к-poгo привлекло внимание уже после 2-й мировой войны 1939-45. Среди композиторов, также выдвинувшихся после войны, - Л. Берио, С. Буссотти, Р. Малипьеро, творчество которых связано с сериализмом (см. Сериальность), соноригой, алеаторикой. Особое место в совр. И. м. занял Л. Ноно, обращавшийся к острейшим темам современности. В жанре оперы плодотворно работает Дж. К. Менотти (живёт в США). Виднейшие итал. оперные артисты 2-й пол. 20 в.: певицы - Дж. Симионато, Р. Скотто, А. Стелла, Р. Тебальди, М. Френи; певцы - Дж. Беки, Т. Гобби, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Л. Паваротти, Дж. Ди Стефано. Большое влияние на развитие оперной и симф. культуры оказала деятельность дирижёра А. Тосканини. Видные предст. муз.-исполнит. искусства: дирижёры - К. Аббадо, П. Ардженто, В. Де Сабата, Г. Кантелли, Т. Серафин, Р. Фазано, В. Ферреро, К. Цепки; пианисты - А. Бенедетти Микеланджели, М. Поллини; скрипачка Дж. Де Вито; виолончелист Э. Майнарди. Интенсивное развитие с нач. 20 в. получила муз.-исследоват. и критич. мысль (музыковеды Г. Барблан, А. Бонавентура, Г. М. Гаттн, А. Делла Корте, Л. Торки, Ф. Торрефранка и др.). Среди крупных оперных коллективов - театры "Сан-Карло" в Неаполе (осн. в 1737), "Ла Скала" в Милане (осн. в 1778), "Фениче" в Венеции (осн. в 1792), Рим. оперный театр (осн. в 1880). В симф. концертах выступают оркестры театров "Ла Скала" (в 1982 создан Филармонич. орк. "Ла Скала" под рук. К. Аббадо), "Фениче", а также Нац. академии "Санта-Чечилия", Итал. радио и ТВ и др. Среди спец. муз. уч. заведений выделяются консерватории: "Санта-Чечилия" в Риме, им. Дж. Б. Мартини в Болонье. им. Б. Марчелло в Венеции, им. Дж. Верди в Милане, им. Л. Керубини во Флоренции. Большую работу ведут итал. муз. издательство и торговая фирма "Рикорди и К°". В Италия проводятся многочисл. фестивали и конкурсы, в т. ч. Междунар. фестиваль совр. музыки (Венеция), "Флорентийский муз. май", "Неделя новой музыки" (Палермо). Вышел ряд энциклопедий, посв. музыке и театру ("Enciclopedia della musics", v. 1-6, Mil., 1967-72; "Enciclopedia dello spettacolo", v. 1-9, Roma, 1954-62); издаются муз. журналы, в т. ч. "Ri vista musicale its liana", "La Rassegna musicale".
Роллан Р.. Опера в XVII в. в Италии, Герман", Англии, М., 1931; Мванов-Борецкия М. В., Муз.-историч. хрестоматия, в. 1-2, М., 1933-36; его же, Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Верни Ч., Муз. путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии, пер. с англ.. Л., 1961; Левашева О. Е., Пуччини и его современники, М., 1980; Крунтяева Т. С. Итал. комич. оперв XVIII в., Л., 1981; Богоявленский С., Композиторы Италии, в кн.: Музыка XX в., Очерки, ч. 2, кн. 4, М., 1984; его же, Итал. музыка первой пол. XX в. Очерки, Л., 1986.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь