на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ (франц. genre, от лат. genus, род. падеж generis - род, вид; нем. Gattung) - многозначное понятие, характеризующее роды и виды муз. творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Ж. м. как категория отражает осн. проблему музыковедения и муз. эстетики: взаимосвязь между внемуз. факторами муз. творчества (жизненное предназначение музыки, её связь со словом, танцем, др. искусствами) и его внутримуз. характеристиками (тип муз. формы и комп. письма), в конечном счёте, зависящими от внемузыкальных. Ж. м. - одно из важнейших средств художеств. обобщения в музыке. На разных историч. стадиях развития муз. искусства жанровые признаки по-разному соотносятся со стилевыми признаками (см. Стиль музыкальный), то целиком определяя их (в муз. фольклоре), то становясь подчинённым средством выразительности в рамках индивидуального комп. стиля. На первых этапах истории музыки Ж. м. выступал как традиц. художеств. канон, в рамках которого комп. индивидуальность не проявлялась Канонизация норм музицирования всецело диктовалась определ. обществ. функциями музыки (напр., культовыми, церемониальными). В древних пластах муз. фольклора, неевроп. проф. музыке устной традиции, а также ранней европ. проф. музыке Ж. м. определяет тип инструментария, характер исполнения, набор устойчивых мелодич. и ритмич. формул, устойчивых сочетаний музыки и словесного текста, лежащих в основе импровизации. Длительное время (вплоть до 17 в.) в европ. проф. музыке господствовали жанровые критерии оценки проф. мастерства, т. е. прежде всего - ориентация на нормативное соответствие муз. опуса (см. Opus) определ. внешней цели. Опус, вполне отвечавший требованиям Ж. м., не нуждался в детальной нотной записи. И в 18 в. существовала частичная запись произв., расшифровывавшаяся импровизирующими исполнителями по-разному, но в духе общих жанровых норм. В 18 - 19 вв., по мере признания художеств. самостоятельности музыки и возникновения т. н. автономной музыки, свободной от прикладных задач и существующей "ради слушания", а также по мере роста самосознания творч. индивидуальности и возобладания индивидуально-личностного начала в комп. стилистике, опус перестаёт быть только лишь воплощением жанрового типа. Он преобразуется в несводимое к сумме норм, внутренне цельное произведение музыкальное. Одноврем. значительно обогащается и дифференцируется система Ж. м. Если в прикладной музыке сформировались признаки первичных жанров, зависящие от функций, выполняемых музыкой в разл. бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях (песенно-танц. жанры, марши и т. п.), то в условиях автономного творчества формируются вторичные Ж. м. (соната, концерт, симфония и т. п.). При этом первичные Ж. м. художественно переосмысляются, становятся, с одной стороны, содержательно-ассоциативными моделями, средствами создания характерного образа (в связи с этим Б. В. Асафьев писал о "маршевости" у Л. Бетховена, "вальсовости" у П. И. Чайковского) и, с др. стороны, исходным моментом индивидуальной работы композитора, фиксирующим его связь с традицией. Однако и признаки вторичных Ж. м. определяют лишь общий абрис оригинального произведения: от родовых характеристик (эпич. или лирич. опера, муз. драма) к характеру отражаемого жизненного материала (комич. или трагич. опера), типу экспрессия (лирич. миниатюра), инстр. составу (струн. квартет). В муз. жизни постоянно возникают новые первичные жанры. К ним на совр. этапе относятся, напр., мн. жанры эстр. музыки. Их характерные признаки, однако, формируются нередко под влиянием проф. вторичных Ж. м.
Цуккерман в. А., Муз. жанры и основы муз. форм, М., 1964; Назайкинский Е., О психологии муз. восприятия, М., 1972, с. 272-283; Сохор А., Эстетич. природа жанра в музыке, в его кн.: Вопросы социологии и эстетки музыки, [т.] 2, Л., 21981; его же, Теория муз. жанров: задачи и перспективы, там же, [т.] 3, Л., 1983. См. также лит. при ст. Опера, Оперетта, Оратория, Кантата, Песня, Романс, Мадригал, Симфония, Квартет, Трио, Соната и др. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь