Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ЖИГА (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. была парным танцем. Пьесы под этим назв. встречаются уже в 16 в. В 17 в. танец стал популярным в странах Зап. Европы. Вивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A- dur. В лютневой музыке Франции 17 в. получила распространение Ж. в 4-дольном размере с одногол. началом и гомофонным или имитац. продолжением. Во французской клавирной сюите в качестве заключит. части представлена Ж. в размерах 3/4,6/4, 6/8, 3/8. В итал. скр. музыке сер. 17 в. для Ж. характерны преобладание гомофонного склада, сглаженный, триольный ритм и широкое применение фигурации, размеры 6/8, 9/8, 12/8. Осн. разновидность нем. Ж. - т. н. фугированная Ж., к-рая сформировалась в творчестве И. Я. Фробергера. Её отличают сложная полифонич. разработка темы, разнообразие размеров (2-дольных, 3-дольных, 4-дольных), введение 2-й части, построенной на обращении осн. темы. Разл. типы Ж. могли сосуществовать даже в творчестве одного композитора (напр., И. С. Баха). Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, М.-Л., 1947, с. 26; Друскин М., Клавирная музыка. Л., 1960, с. 22.  |