на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНАДЫ МУЗЫКА. Муз. культура коренного населения Канады (индейцы, эскимосы и др.) начиная с 17 в. развивалась во взаимообогащении с фольклором и бытовой музыкой англ. и франц. переселенцев. Для музыки индейцев характерны пентатоника, переменный метр 3/4-2/4, а также полиметрия (мелодия 2/4, аккомпанемент ударных 3/4). Бытовали песни охотников, знахарей, лирич. песни и др. Фольклор переселенцев распространялся в осн. путешественниками на лодках каноэ, создавшими популярный жанр песен canoe-songs. Среди индейских инструментов важная роль принадлежит ударным; среди европ. инструментов популярны орган, скрипка, флейта, гитара. Значит. место в Канаде 17-19 вв. занимала церк. музыка; при церквах были созданы первые муз.-уч. заведения. С 18 в. в ряде городов стали возникать светские муз. общества, среди крупнейших - Квебекское филармония, общество (1820), Филармония, общество Монреаля (1877); ставились европ. оперы (в осн. силами любителей), выступали гастролёры, в т. ч. итал. труппы. Знаяит. развитие получает хор. искусство, за пределами страны известность завоевали Мендельсоновский хор (1894), Нац. хор (1903). Существ. элементом культурной жизни страны становятся фестивали (1-й - в 1860), сопровождаемые разл. муз.-исполиит. конкурсами. В кон. 19 - нач. 20 вв. в ряде городов сформировались первые духовые орк., полупроф. оперные труппы (Монреальская оперная компания, 1910, и др.), быстро распадавшиеся из-за недостатка средств. Открываются муз.-уч. заведения: консерватории - в Монреале (1876), Торонто (1886), Галифаксе (1887) и др.; Муз. колледж в Торонто (1888); Муз. институт в Гамильтоне (1888). Творчество первых канад. композиторов тесно связано с европ. муз. традициями. Основоположником муз.-сценич. жанра в К. м. был поэт, драматург и музыкант-любитель Ж. Кенель (опера "Кола и Колинетта", 1790, и др.). Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись комп. К. Лавалле (также дирижёр; оперы, орк., хор. и кам. сочинения, патриотич. песня "О, Канада", ставшая нац. гимном, и др.), С. Лавигёр (первые канад. оперетты), А. Дессан (также органист), А. Лавинь, Г. Кутюри др. Нац. стиль проф. К. м. начинает формироваться в 1920-1940-х гг. (Э. Макмиллан, X. Уиллан, К. Шампань, Э. Граттон); некоторые композиторы создают свои произв., сохраняя связи с франц. (Ж. Ж. Ганье, Ж. Папино-Кутюр и др.) и англ. (У. Макнатт, Р. Флеминг и др.) традициями. Позже в К. м. проникли тенденции авангардизма, отразившиеся, в частности, в творчестве Дж. Вайнцвайга (ученик А. Шёнберга), X. Сомерса, А. Бротта. Среди исполнителей 19-20 вв.: дирижёры - Ф. П. Декке, Ж. Бодри и др.; певцы - М. Форрестер, Л. Маршалл, Т. Стратас, П. Алари. Р. Верро, Э. Джонсон; пианисты - Г. Гулд, А. Куэрти, Р. Турини; скрипачи - К. Парло, Э. Клинч, И. Гендель, Б. Дж. Хигин; органист Л. Фарнем. С 1965 в Монреале ежегодно проводятся Междунар. муз. фестиваль и Конкурс музыкантов-исполнителей. В Канаде работают 3 оперные труппы (Торонто, Монреаль, Виннипег); ок. 30 симф. орк, в т. ч. в Торонто (Симфонический, 1908; Филармонический, 1934), Квебеке (1903), Монреале (1934); Канад. ассоциация композиторов, авторов и издателей (осн. в 1951), Канад. муз. созет (1944), Канад. муз. центр (1958) и др. Johnston R. (ed.). Polk songs of Canada, Waterloo, (1954); Music in Canada, ed. by E. C. MacMillan. ( Toronto). 1955. М. М. Яковлев.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь