на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь: франц. cantate; нем. Kantate) - один из осн. жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопр. инструментов, в большинстве случаев многочастное. От оратории отличается, как правило, меньшими размерами. Первое упоминание К. встречается у итал. комп. А. Гранди ("Cantade el arie", 1620). Первонач. термин "К.", относимый к вок. музыке, противопоставлялся термину "sonata" (т. е. инстр. музыке). В 17 в. сольная К. получила распространение в Риме; в это время существовали 2 её разновидности - arietta соta единого строения и aria di piu parte. в которой чередовались речитативные, ариозные разделы и "арии" (различия между арией и речитативом не были чётко выявлены, однако их противопоставление обнаруживается в кантатах Б. Феррари, 1633-41). В нач. 17 в. преобладали ariette corte; y Дж. Кариссими, А. Чести, А. Страделлы, А. Стеффани - arie di piu pane. На развитие К. оказали воздействие опера и инстр. музыка. В творчестве А. Скарлатти была выработана 4-частная схема К. (речитатив - ария - речитатив - ария: встречаются К. с меньшим и большим числом частей), а также намечен контраст между стиховыми формами, используемыми вариях, и нерифмованными 7-11-сложными строками в речитативах. В этом варианте К. представлена у Дж. Б. Бонончини. Дж. Бассани, Б. Строици. Т Альбинони, А. Лотти, А. Вивальди. Б. Марчелло. Орк. сопровождение утвердилось в К. неаполитанских композиторов. Традиция барочной К. удерживалась вплоть до 19 в., однако К. не была "чистым" жанром - иногда она сближалась с арией, сценой и др. жанрами и формами; нередко появлялись "гибридные" жанровые структуры. В протестантской Германии термин "К." не употреблялся в церк. музыке до 18 в. (обычно ему соответствовали понятия Kirchenstuck. Kirchenmusik и др.), очень редко он встречался и в светской музыке. В отличие от итал. К., преим. светской, нем. К. 17-18 вв. развивалась гл. обр. как церковная. Среди текстовых источников нем. К. - Библия (Spruchkantate), разл. поэтич. тексты (Odenkantate), хоралы (Choralkantate); нередко тексты брались из разных источников. Среди композиторов, обращавшихся к жанру К. в 17 в., - А. Хаммершмидт, И. Г. Але. VI. Ф. Кригер. Ф. Э. Нидт. Развитие нем. К. в 18 в. происходило под воздействием т. н. реформы Э. Нойманстера (поэта, создавшего тексты для К., объединённые им в неск. циклов и использовавшиеся многими нем. композиторами 18 в., в т. ч. И. С. Бахом), рекомендовавшего для арий в К. форму da capo. Широко была распространена практика составления годичных циклов К. Центр. место К. заняла в творчестве И. С. Баха, к соч. которого термин "К." был применён издателями Баховского общества. а не самим композитором (Бах называл мн. свои церк. К. "концертами", "мотетами", "диалогами", прибегая также к индивидуальным наименованиям, напр. "Actus tragicus"). В своих соч. Бах синтезировал черты светской и церк. К., а также концерта и мотета. По образному богатству и разнообразию композиц. решений его К. - вершинные достижения жанра. В К. нередко использовалась практика пародии (1). Ко времени В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр К. стал восприниматься как анахронизм; этому способствовали растущая секуляризация музыки, вытеснение старых церк. жанров новыми, концертными, а также развитие оперы. В области светской К. работали Р. Кайзер. К. Станиц. И. Гайдн, И. А. Шайбе, В. А. Моцарт. Л. Бетховену принадлежит К. "Морская тишь и счастливое плавание"; финал его 9-й симф. также сближается по форме с К. Развитие англ. и франц. К. протекало в 1-й пол. 18 в. под явным влиянием итал. образцов; значит. развитие она получила в музыке Великой франц. революции (Э. Мегюль, ф. Ж. Госсек, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Керубини). В творчестве композиторов-романтиков К. представлена лишь немногими произведениями (у Ф. Шуберта. Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза и др.) В России первые К. были созданы в 18 в. В 19 в. к этому жанру обращались П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, однако К. не играла первостепенной роли в их творчестве. Выдающимися образцами жанра являются кантаты "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева. В 20 в. возникли многообразные разновидности К.; среди них - произв., воссоздающие старинную технику письма (Л. Веберн), К., близкие оратории. Иногда К. трактуется как соч., предназначенное для любительского музицирования (напр., у П. Хиндемита). Во мн. К. сов. композиторов осуществляется взаимопроникновение разных жанров (напр., у С. С. Прокофьева). Слияние кантатно-ораториального и симф. жанров, заметное в творчестве С. В. Рахманинова и др. композиторов рубежа 19 и 20 вв., углубляется в ряде симфоний Д. Д. Шостаковича. К жанру К. обращались также С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай и др. композиторы.
Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в кн.: Очерки сов. муз. творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Хохловкина А., Сов. оратория и кантата, М., 1955; Ливанова Т. Н.. История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 1-2, М., 1982-83; Вrаusch P., Die Kantate, Hdlb., 1921 (Diss.); Lange M., Die Anfinge der Kantate. Lpz., 1938 (Diss.); Sсhmitz E., Geschichle der Kantate und des geisllichen Konzerts. Bd I - Geschichie der wehlichen Solokanteie, Hildesheim, 1965; Jakoby R., Die Kantate. Koln, 1968

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь