на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНТЕ ФЛАМЕНКО (испан. cante flamenco) - группа песен и танцев Юж. Испании и стиль их исполнения. Этимология термина не установлена. Родина К. ф. - Андалусия, где на протяжении ок. 2500 лет скрещивались разл. культурные, в т. ч. муз., влияния Востока (финикийские, греч., карфагенские, визант., араб., цыганские), что и определяло ориентальный облик К.ф. по сравнению с фольклором др. областей Испании. Решающее воздействие на формирование К. ф. имели принятие испан. церковью грехо-визант. пения во 2-11 вв. (из литургии К. ф. заимствовало типичные звукоряды и мелодич. обороты) и иммиграция в 1447 в Испанию многочисл. групп цыган с их исполнит. практикой. Осн. жанры и формы К. ф., в первую очередь наиб. древние - тона, сигирийя, солеа, саэта, - распространены в Ниж. Андалусии. Сильное влияние стиля К. ф. ощущается во мн. других провинциях Испании, где гл. жанром К. ф. является фанданго и его многочисл. разновидности. Первое документальное свидетельство о К. ф. как специфич. стиле пения связано с именем "кантаора" (певца - исполнителя К. ф.) Тио Луиса эль де ла Хулиана (1780). Репертуар исполнителей К.ф. ко 2-й пол. 20 в. составляют ок. 50 разл. песенно-танц. жанров. Поэзия К. ф. - почти исключительно лирика, не связанная с к.-л. постоянной метрич. формой. В мелодиях К. ф. используются мажор, минор и т. н. лад ми (фригийский, но с мажорным тонич. трезвучием в сопровождении и с "колеблющимися" 2 и 3 ступенями - то натуральными, то повышенными). Для мелодий К. ф. характерны небольшой диапазон, общее нисходящее движение от верх. звука к тонике, плавный мелодич. рисунок почти без скачков, многократные повторения одного звука, обильная орнаментика, частое применение portamento, богатство и разнообразие метроритмич. структуры. Практически единств. муз. инструментом, участвующим в К. ф., является гитара. Токаор - гитарист стиля К. ф. - исполняет прелюдии, предшествующие вступлению кантаора, и интерлюдии, заполняющие пеузы между двумя вок. фразами. Пение в К. ф. сопровождается ритмич. ударами 3-4 прижатых пальцев одной руки по ладони другой, а также прищёлкиванием пальцами на манер кастаньет, пристукиванием каблуком и др. Кастаньеты аккомпанируют танцам К. ф. Импровизац. характер исполнения песен К. ф., применение в них интервалов меньше полутона, а также свободный метр во многих из них препятствуют точной нотной записи. Танец в К. ф. всегда сольный, такого же древнего происхождения, как пение, и тесно связан с ним. До сер. 19 в. танцы К.ф. были немногочисленны (сапатеадо, фанданго, халео), со 2-й пол. 19 в. их число быстро растёт. Мн. песни К.ф. с этого времени сопровождаются танцем и превращаются в жанр саnto bailable (песня-танец). Широкую известность К.ф. приобрело лишь с появлением спец. артистич. кафе (первое - в Севилье, 1842). Их массовое распространение относится к 1870-м гг. Период с 1870 по 1920 называют "золотой эпохой" К. ф. Наряду с назв. "К. ф." бытует назв. "канте хондо"; большинство исследователей считает, что "канте хондо" составляет часть К. ф., возможно, наиб. древнюю (относится только к пению).
Фалья М. де, Канте хондо [Canie jonilo]. Его истоки, значение, влияние на европ. искусство, в его сб.: Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971; Гарсиа Лорка О., Канте хондо, в его сб. Об искусстве, М., 1971; Rоssу Н., Teoria dtl cante jondo, Barcelona, 1966; Molina R., Canle flancnco. Madrid, 1965; Quinones Chozas P., El Flamenco, vida у muerte, Barcelona, 1982.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь