на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАНЦОНА (итал. canzone, от лат. cantio, род. падеж cantionis - пение, песнь; франц. chanson) - первоначально вид лирич. поэзии трубадуров Прованса (12- S3 вв.). В 13-17 вв. К. получила распространение в Италии и Сев. Франции. Крупнейшие авторы поэтич. философского, политич. характера - Данте и Ф. Петрарка. Тексты К. в 16 в. использовались в муз. мадригалах. В то же время в Италии приобрели популярность многогол. песни, стилизованные в нар. духе, - canzoni alia napoletana, или canzoni villanesche (см. Вилланелла). К. называли также инстр. переложения вок. соч. Со временем зависимость инстр. К. от вок. музыки исчезла. По форме инстр. К. были аналогичны ричеркарам. Иногда в них сказывались черты куплетности; встречались и репризные формы. Среди авторов инстр. К. - Дж. Габриели, М. А. и Дж. Каваццони, Л. Виадана. Важнейший этап в истории инстр. К. - творчество Дж. Фрескобальди, разработавшего, в частности, тип монотематич. К. с метроритмич. варьированием темы (своего рода вариац. цикл). Возникавшая в таких К. контрастно-составная форма сближалась с нарождавшимися в ту эпоху сонатными и сюитными циклами. В 17 в. к жанру инстр. К. обращались также М. Нери, И. Я. Фробергер, И. К. Керль. Соч., подобные К., всё чаще стали называть фугами (Д. Букстехуде). Завершением эволюции жанра инстр. К. явилась орг. К. d-moll Баха (BWV 588), представляющая собой по сути фугированную форму. В 19 в. термин "К." иногда применялся как название вок. и инстр. соч. лирич. характера (напр., медленная часть 4-й симф. Чайковского - in modo di canzone).
Протопопов В. В., Очерк" из истории инстр. форм XVI - нач. XIX вв., М. 1979. Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь