на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАРЕЛЬСКАЯ МУЗЫКА. Самобытный карел. муз. фольклор формировался и развивался в общении карелов с финнами, вепсами и русскими, населяющими соседние территории. Один из древнейших жанровых пластов - рунический (см. Руны; семейно-бытовые. эпич. и историч. песни, баллады, причитания. песни-импровизации - иойку и др.). Диапазон мелодий неширок, ритм определяется т. н. калевальским восьмисложником (вид нар. силлабики с постоянной цезурой, членящей стих на два примерно равных полустишия), осн. размеры 3/4, 5/4. С рунич. слоем тесно связаны и др. песенные жанры - лирический, частушки. Среди гор. жанров - пиирилейкки (круговые песни), ритмоинтонац. основа которых близка европ. танцам (вальс, полька, мазурка). Среди инструментов: струнно-смычковые - йоухикко, версиканнель; струнно-щипковый кантеле', духовые - торви (берестяная пастушья труба), лиру; колокольчики. Отд. образцы карел. муз. фольклора использовали в своих произв. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и др. Ряд карел. напевов опубл. во 2-м изд. карело-фин. эпоса "Калевала" (сост. Э. Лёнрот, в рус. пер. Л. П. Бельского, 1915). После установления Сов. власти в Карелии (1917-18) на траднц. основе создаются песни и импровизации на темы новой жизни. Проводится работа по изучению К. м. (В. П. Гудков, Н. Н. Леви), с кон. 60-х гг. центром музыковедческой фольклористики стал Петрозаводский филиал Ленингр. конс. Народная песня "Вайнямёйни и дева-лосось". Из сборника Л. Кершнер "Карельские народные песни" (М.. 1962). Проф. муз. культура Карелии начинает развиваться после 1917. В Петрозаводске организуются: оркестры - малый (1918) и большой (1933) симфонические, духовых н нар. инструментов (оба - 1918); ансамбль песни и танца "Кактеле" (1936), хор (1918), Карел. филармония (1939), Театральное (ныне - Муз.) уч-ще (1938), муз.школа (1918), СК Карел. АССР (1937). В первых произв. композиторов республики фольклор, как правило, использовался цитатно. Среди соч. довоенного периода: опера "Карел. сказка" Леви (детская, 1940); вок.-симф. поэма "Айно" Р. С. Пергамента (1935); для симф. орк. - "Карел. свадьба" К. Э. Раутио (1926), "Сюита на карел. темы" Л. Я. Теплицкого (1936); концерты с оркестром для фп. Л. В. Вишкарёва и флейты Г.-Р. Н. Синисало (оба - 1940). Создаётся музыка для нар. инструментов, особенно кантеле, реконструкция которого Гудковым значительно расширила исполнит. возможности этого инструмента. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 творчество карел. композиторов было связано преим. с вок.-симф. (А. И. Голланд - Оратория на стихи К. М. Симонова, 1942, "Сказ о Карелии", 1943; Пергамент - "Песня о соколе", по произв. М. Горького, 1942) и песенным жанрами. В последующем плодотворно работали Вишкарёв (опера "Сампо", 1945), Пергамент ("Карел. увертюра" для симф. орк., 1945, опера "Три брата", 1948), Синисало (одноактный балет "Похищение Кюлликки", 1944, "Карел. картинки" для оркестра кантеле или симф. орк., 1945; "24 прелюдии" и "Соната" для фп.). Качественно новый этап развития проф. К. м. начался в конце 50-х гг. Композиторы обращаются к новым темам и образам, нар.-жанровые элементы в их произв. получают глубокое и опосредованное выражение. Появились первая нац. комич. опера "Кумоха" Пергамента (1959), опера "Песнь о пламенном цветке" Б. Д. Напреева (1982), детская опера "Принцесса кошачьего замка" П. Б. Козинского (1980). Значит. вклад в развитие балета внёс Синисало - автор первого нац. балета "Сампо" (1959), а также балетов "Я помню чудное мгновенье" (1962), "Сильнее любви" (1955), "Вождь краснокожих" (совм. с Голландом, 1971), "Кижсхая легенда" (1973). Среди др. балетов - "Гайавата" Э. Н. Патлаенко (1972). Популярность получили оперетты "Ребята настоящие" Голланда (1963), "Возраст женщины" Голланда и Синисало (1966). В вок.-симф. жанре выделяются оратория "Обретенное счастье" Пергамента (1952), симфония-оратория "Русия и меч" (1978), симфония-кантата "Кантелетар" (1963) Патлаенко, кантаты "В защиту мира" (1953), "Под знаменем партии" (1957) Синисало, "Слово о рабочем классе" (кантата-плакат) В. А. Кончакова (1975), "Север" Голланда (1981), "Рождение кантеле" А. Л. Репникова (1983), "Заговор Лоухи" Р. Ф. Зелинского (1984), поэма "Исполать" Кончакова (1978), "Поэма о железе" Напреева (1983). Первые соч. в жанре симфонии были созданы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. композиторами Синисало ("Богатыри леса", 1948) и К. Э. Раутио (1954). В дальнейшем симф. жанр получил развитие в творчестве Патлаенко (3-я симф., 1967, 4-я, 1984; концерт для орк., 1971, и др.), Г. А. Вавилова (симфонии - 1969, 1972; симфониетта, 1969; "Эпич. поэма", 1970, симф. поэма "Память", 1985, "Хорал и фуга", 1978), Кончакова (сюита "Вепсские напевы", 1978), В. К. Кошелева (конц. музыка для симф. орк., 1978, 1979), Напреева (симфония, 1982), А. С. Белобородо-ва ("Симфония рун", 19S5). Произв. для симф. орк. написаны также комп. Р. Раутио, Л. Я. Теплицким и др. Произв. в жанре инстр. концерта созданы Голландом (триптих для фп. с орк. "Игры", "Дивертисмент", "Вепсская фантазия", 1968-78), Белобородовым (концерты с орк. для альта, 1975; для скр., 1979; для арфы, 1985), Кошелевым (для фп., 1979), Кончаковым (для скр., 1981), Репнковым (для 2 кантеле с кам. орк., 1984), Козинским (для арфы, 1984) и др. Кам.-инстр. и BOX. сочинения, хоры, песни, романсы, произв. для детей написаны Синисало, Голландом, Патлаенко, Вавиловым, Козинским, Кончаковым, Напреевым, Кошелевым, Зелинским, В. Н. Угрюмовым. В республике работают (1987): Муз. театр (1955); симф. орк. Карел. радио и ТВ; Ансамбль песни и танца "Кантеле"; Карел. филармония; филиал Ленингр. конс. (1967), муз. уч-ще (все - Петрозаводск), муз. школы.
Гиппиус Е., Эвальд З., Карел. нар. песня, "СМ", 1940, № 9; Лапчинский Г., Муз. культура Карелии, Л., 1968; Муз. искусство Карелии. CG. науч. трудов, Л.. 1983. Н. Ю Гродницкая.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь