на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КИТАЯ МУЗЫКА насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие муз. традиций Ср. Востока, Центр. и Юж. Азии, Юго-Вост. Азии; впитала элементы музыки народов, в разные историч. периоды входивших в состав кит. гос-ва (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и др.), и в свою очередь оказала значит. влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-Вост. Азии и бассейна Тихого океана. К. м. с древности развивалась под воздействием религиозных, философско-идеологич. доктрин. В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологич. концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политич. роль (музыка как одно из средств управления roc-вом, существ. фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Согласно представлениям даосизма музыка должна была способствовать проявлению естеств. психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистич. начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие ю э означало не только музыку, но и др. виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символич. мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отд. муз. тонов, муз. инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политич. системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе был обоснован пентатонич. звукоряд (см. Пентатоника), ступени которого связывались с 5 типами семантич. интонирования в кит. яз. и отождествлялись с 5 стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и др. В 5-3 вв. до н. э. к пентатонич. звукоряду были добавлены два дополнит. звука и образовалась 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой могло иметь космологич. и социально-политич. последствия.
Ладовая концепция кит. музыки наиб. активно разрабатывалась в период Сун (10-13 вв.) муз. учёными Шэнь Куа, Пай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в муз. композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности кит. муз. нотация (на основе иероглифич. знаков) существует поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу и др.).
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к 4-3-му тыс. до н. э. (легенды и мифы), документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16-11 вв. до н. э. В 11-8 вв. складывается традиция ритуальных оркестров (литофоны бяньцинь, наборы бронзовых колоколов бяньчжун, разл. виды колоколов, в т. ч. хун-чжун, гоудяо, юн, бо, барабаны г у, глиняные окарины сюань и др.). О развитых формах вок. творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11-6 вв. до н. э.), где собраны магич. песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун.
В поздний период эпохи Чжоу (5-3 вв. до н. э.) под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придв. церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вок. и инстр. композиций. При дворе было создано учреждение - Дасыюэ, ведавшее церемониями и музыкой. Начиная с эпохи Хань до периода Сев. и Юж. царств (206 до н. э. - 581 н. э.) муз. культура переживает значит. подъём. Важнейшими видами придв. муз. искусства становятся я-юэ - музыка офиц. конфуцианских церемоний ису-юэ - музыка светских увеселений ("простонародная музыка", представленная мн. локальными видами). Чиновники спец. муз. палаты Юэфу, в т. ч. видные музыканты Сыма Сянжу, Цай Юн, занимались собиранием традиц. песен разл. областей Китая. Развивается традиция многосоставных оркестров (от 300 до 800 исполнителей; инструменты делились на 8 групп по материалу изготовления), сохранявших важную роль на протяжении всей дальнейшей эволюции К. м. Складываются традиции сольного исполнительства на струн. инструментах - цине (особо в кругах учёной элиты), пипе (создатели исполнит. школ - Су Чжипо, Цзи Ли, Ли Яньнянь и др.). Период правления династий Суй и Тан (581 -907) - время расцвета древней К. м.; т. н. танский стиль в искусстве, в т. ч. в музыке, получил распространение также в Корее, Японии, Вьетнаме. Действуют спец. канцелярии - Даюэшу, курировавшая канонич. и простонародные виды музыки, Кучуйшу, отвечавшая за придв. оркестры. Придв. музыка была разделена на две осн. жанровые разновидности - ли-пучи (музыка на открытом воздухе) и цо-пу чи (исполняемая в помещении), включающие: я-юэ, су-юэ, музыку банкетов (янь-юэ), инстр. музыку (ху-юэ), воен. музыку (кучуй), театр. музыку (сан-юз), музыку для циня (цинь-юэ). Янь-юэ исполнялась оркестрами, имеющими в составе помимо китайских инструменты Индии, Кореи, стран Индокитая, гос-в и городов Центр. Азии и включающими в репертуар музыку этих стран (т. н. "Шипучи" - "10 видов музыки"). К 7 в. придз. оркестры расширяют свой состав (до 1500 исполнителей). В нач. 8 в. открылось 5 спец. уч. заведений, в т. ч. при дворе "Придворная школа" ("Цзяофан") и "Грушевый сад" ("Лию-ань"), В домах образованных людей распространяются традиции кам. музицирования на струн. и дух. инстр. (флейте д и, арфе кунхоу, цине, пипе и др.). Среди известных музыкантов этого периода - Сюй Хэцзы, Хэ Маиьцзы, Ли Гуйнянь, Дуань Шаньбэиь. Поэтич. форма ши (четверостишие) использовалась видными поэтами (Бо Цзюйи, Ли Бо и др.) для создания песен, исполняемых певицами в сопр. лютни. В 9-10 вв. в городах получают распространение песенные сказы и эпизоды из буддистских канонич. книг в форме бянь-вэнь в исполнении проф. сказителей. В период нового расцвета конфуцианской идеологии при династии Сун (10-13 вв.) осуществляется попытка возрождения дрезних традиций придв. музыки, появляются новые утончённые виды музыки, в т. ч. песенно-поэтич. форма цы в сопр. струнных. Популярными становятся зрелищные искусства. Это - разыгрываемые в балаганах (вацзы) песенные сказы с инстр. сопровождением (чжугундяо, 12-13 вв., и др.); многочастные драмы чуаньцзю; муз. драмы наньцю (южные), использовавшие новые для Китая инструменты, такие как сона, 4-струн. монг. лютня (хубосы). Период династий Юань- Минь (13-17 вв.) явился кульминацией развития традиц. муз. драмы, оказавшей воздействие на муз. театр др. стран Дальнего Востока (Корея, Япония) и Юго-Вост. Азии (Вьетнам). Среди множества локальных разновидностей (хайяньские, сюяосские, гэяньские и др.) в 15-16 вв. в Юж. Китае особо выделяется жанр куньцзю (куньшаньская пьеса), с нач. 16 в. он распространился и в Сев. Китае. Среди мастеров этого жанра - Вэй Лянфу, Лян Чэньюй (Лян Болун), Чжан Етан. Муз. культура 13-17 вв. характеризовалась интенсивной муз. жизнью монастырей и дворцов, гор. кварталов, сельских местностей. Среди множества местных вок., инстр. и танц. стилей - яньгэ (нар. танцы с пением), лянжэньчжуань и лянжэньтай (пьесы-диалоги), хуагу, хуадэн (традиц. песни и сценки под музыку), тибетская найма (танец с речитативом). Широко распространяются локальные разновидности песенных сказов: дагу (под барабан и струнные), циныпу (в сопр. цитры), таньцы (в сопр. пипы), цзоучан (театрализов. сказ в лицах) и др., сохраняющие значение и в 20 в. Складываются мелсдкч. типы сказов - баньцянти, ляньцюйти и др.; в зависимости от темпа исполнения сказы делятся на 2 категории: быстрые - куайбань и медленные - маньбань. В 13-14 вв. в кит. музыке выделяются две традиции: северная и южная. Для северной характерны героич. тематика, простота муз. языка, использование 7-ступенных ладов; для южной - преобладание лирич. образов, более утончённые технич. средства, пентатонич. звукоряда, преобладание дерев. дух. инструментов. Инструментарий К. м. включал св. 100 разновидностей: среди струнных щипковых - цитры цинь, чжэнь, гусли сэ, лютни пипа, юэцинь и др.; среди смычковых (группа хуцинь) - эрху, баньху, сыху, цзиньху и др.; духовке - продольная флейта сяо, многоствольная свирель пайсяо, поперечные флейты чи и ди; сона (род гобоя), губной орган шэн; среди ударных разл. барабаны - большой цзяньгу, глиняный ху, односторонний малый баньгу, тамбурин яогу; наборы бронзовых колоколов бяньчжун и др. В начале периода правления династии Цинь (1644-1911) наметилась тенденция к демократизации муз. культуры. Появляются разновидности гор. муз. драмы (на основе локальных драм), вершинным явлением которых стала пекинская муз. драма цэинцзюй. С нач. 19 в. в связи с осложнившейся внутри- и внешнеполитич. обстановкой ("опиумные войны" империалистич. держав во время правления маньчжурской династии Цинь) придв. муз. традиции переживали период упадка; с концом последней династии (1911) придв. оркестры, театр. труппы были распущены. Воздействие на кит. культуру зап.-европ. музыки, начавшееся в 16-17 вв., на рубеже 19-20 вв. усилилось. Важнейшим центром зап.-европ. культуры стал Шанхай. Кит. музыканты получают спец. образование в городах Европы, создаются муз. уч. заведения (муз. отделения при университетах) и оркестры зап.-европ. типа. Особый вклад в развитие К. м. этого периода внесли Сяо Юмэй, Дай Юаньпэй, Хуан Гуанск, Лю Тяньхуа. В 1920-х гг. по инициативе Сяо Юмэя и Цай Юаньпэя основана консерватория, создан симф. орк. Среди проф. композиторов, использующих зап.-свроп. приемы письма: Си Синхай (Сянь Синхан), Ма Сыцун, Люй Цзи, Хо Лутка, Хуан Цзы и др. В связи с ростом нац.-освободит. движения возникают формы патриотич., революц. песен (с 1930-х гг. - против япон. захватчиков), получивших массовое распространение, особенно среди молодёжи. С нач. 20-х гг. с ростом коммунистич. движения формируется массовая песенная культура, Длл революц.-патриотич. песен использовались др.-кит. поэтич. жанр цы, мотивы традиц. песен. Среди известных композиторов этого периода: Не Эр (автор "Марша добровольцев", ставшего Гос. гимном КНР), Люл Цзи, Тянь Хань, Чжан Шу, Ань Э, Мэн Бо, Ша Мэй. После образования КНР (1949) культурная политика гос-ва была направлена на усиление роли литературы и искусства среди широких масс населения. В Пекине организованы Всекит. ассоциация литературы и искусства, Союз работников музыки (с 1959 - Союз кит. музыкантов). При содействии сов. специалистов формировалась система муз. образования; были открыты консерватории (Пе;;ин, Шанхай, Тяньцзинь), муз. институты (Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду), Ин-т кит. нар. музыки (Пекин), муз. уч-ща в разл. городах. В них работали Хо Лутин, Чжао Фэн, Юй Исюань, Мяо Тяньжуй, Ли Лия, Чэнь Хун, Цзэн Лянинь и др. Развернулась работа по изучению традиц. кит. музыки (Ян Иньлю, Чжан Хундао, Ли Юаньцин и др.). Организовывались фольклорные ансамбли, самодеят. коллективы (в т. ч. в армии), популярностью пользовалась Пекинская муз. драма (связана с деятельностью актера Мэй Ланьфана), развивались жанры массовой песни (Ма Кэ, Ли Хуаньчжи). Были созданы также кам.-инстр. и симф. произв. (Ма Сыцун, Цюй Вэй, Чжу Цяньэр). Выдвинулись кит. музыканты-исполнители (пианисты Лю Шикунь, Ли Минцян и др.). С нач. 1960-х гг. и затем в ходе т. н. культурной революции музыка служила иллюстрацией политич. лозунгов пекинского руководства; было запрещено исполнять традиц. кит. музыку, подвергались гонению соч. заруб. композиторов, а также соч. кит. композиторов, написанные до 1966. Ставились создаваемые коллективно т. н. образцовые муз. драмы в жанре цзинцзюй ("Красный фонарь", "Шацзябан" и др.), балеты ("Седая девушка"), орк. музыка включала только кит. нац. инструменты. Муз. коллективы были расформированы, муз.-уч. заведения закрылись. С 1980-х гг. активизируется самодеят. творчество, создаются новые проф. коллективы, налаживается исследоват. работа совр. и традиц. музыки, совершенствуется муз. образование. Среди известных композиторов: Ли Хуаньчжи, Лю Чжи, Цюй Сисянь, Цюй Вэй, Чжу Цзяньэр, Чжэн Цюфэн, Ван Мин, Ши Гуаньнань, У Цзучан, Ду Минсинь, Ян Дянсянь, Хуан Анлун, Чжэн Цзигян, Тан Дун, Е Сяочзи и др. Среди музыковедов: Ян Иньлю, Люй Цзи, Вань Юйхэ. Среди исполнителей: дирижёры - Ля Дэлунь, Ян Линкуй, Хуан Сяотунь, Цао Пин, Чжан Сисинь; певцы - Чжоу Сяоянь, Вэй Чисянь, Ху Сунхуа, Чжак Юэнакь, Ли Гуанск, Мян Нинь, Ван Кунь, Чжан Цзяньи, Ли Гун, Ху Сяопин, Чжань Маньхуа, Фу Хайцзин; пианисты - Вэй Данвэн, Ли Чжэь; скрипачи - Шэн Чжунго, Ху Хуэн, Сюэ Вэй; среди исполнителей на нар. инструментах: Лю Дэхай (пипа), Чжан Чжэхуа (эрху), У Диньлюэ, У Вгцгуан (цинь). В КНР издаётся ок. 40 муз. журналов, в т. ч. "Жэкьмин иньюэ" ("Народная музыка"), "Иньюэ яньцзю" ("Муз. исследование"), "Чжунго иньюэсюэ" ("Кит. музыковедение"). Ежегодно проводятся муз. фестивали. В КНР функционируют (1988): Центр. гос. театр оперы и Кит. оперный театр в Пекине, театры балета в Пекине и Шанхае; симф. орк. в Пекине, Шанхае, Сиане и др. городах, театры пекинской муз. драмы в ряде городов, Т-р кит. песни и танца; Центр. оркестр кит. нар. инструментов; Ансамбль песни и танца народов Востока; Центр. нац. ансамбль песни и танца, ансамбли песни и танца в ряде городов; Союз музыкантов; 8 высших муз.-уч. заведений.
Шнеерсон Г. М., Муз. культура Китая, М., 1952; Арзаманов Ф.Г., О некоторых особенностях многоголосия в кит. нар. музыке, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, под ред. В. Виноградова, в. 5, М., 1987; Серова С. А., Пекинская муз. драма (сер. 19 в. - 40-е гг. 20 в.), М., 1970; Васильченко Е. В., Музицирование на цине и его место в кит. культуре, в сб.: Муз. традиции стран Азии и Африки, М., 1986, с. 99-130; Rеinhагd К., Chinesische Musik, Euenach - Kp.s., 11956]; Thrasher A. R., The sociology of Chinese music: an introduction, "Asian music", 1981, v. XII, № 2, p. 17-53; Wu Zuguang, Huang Zuo1in, Меi Shаоw u, Pexing opera and Mei Lanfang. A guide to China's traditional theatre a:-.d the art of its great master, Beijing, [1981);De Woskin K. J., A song for one or two: music and the concept of art in Early China, Ann Arbor, 1982; L i-ang Mingyue, Music of the Billion. An introduction to Chinese musical culture, N. Y., 1985. Е. В. Васильченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь