на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОДАЙ (Kodaly) Золтан (1882-1967) - венг. композитор, музыковед-фольклорист, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. ВНР (1952). Чл. Венг. АН (1943; в 1946-49 през.). Учился у X. Кёсслера (композиция). В 1907-19 преподавал в Академии музыки (с 1919 - Высшая муз. школа им. Ф. Листа) в Будапеште, был её вице-директором в 1919 и 1921-40 (в 1919, после падения Венг. нар. республики, был отстранён от должности на 2 года). Среди учеников: П. Кадоша, Ф. Сабо, Д. Ранки, Ш. Соколаи. В 1918 (совм. с Б. Бартоком и Э. Дохнаньи) член муз. Директории. Вдохновитель и организатор движения "Поющая молодёжь". С 1945 участвовал в реорганизации разл. венг. муз. учреждений, был през. Венг. художеств. совета (1945-49), почётным пред. Союза венг. музыкантов (с 1949). Гл. ред. журн. "Studia musicologica" (с 1961). Пред. муз. секции общества "Венгрия - СССР" (с 1958). - один из основоположников венг. комп. школы 20 в. В муз. творчестве опирался на венг. муз. фольклор, собиранием, исследованием и обработкой которого занимался с 1905. Участвовал во мн. фольклорных экспедициях (1-я публикация в этнографич. журнале, 1905), записал ок. 3500 нар. напевов и танц. мелодий. В 1906-40 сотрудничал с Б. Бартоком; вместе с ним открыл древнейший пласт венг. муз. фольклора, основанный на пентатонике, установил его финно-угорское происхождение и связь с фольклором родств. народов Поволжья. Муз. произв. К., глубоко национальные в своей первооснове, отличает органичный сплав классич. европ. традиции и муз. стилистики нач. 20 в., в котором сосуществуют неоклассич., романтич. и импрессионистские тенденции. Мировую известность К. как композитору принесли "Венг. псалом" (1923) и комич. опера на темы венг. нар. легенд "Хари Янош" (1926). К. - автор учебников по пению, инструктивных сборников, предназначенных для всех ступеней муз. воспитания - от начальной до высшей, науч. трудов. Участвовал в изд. "Corpus musicae popularis hungaricae" (с 1951; при жизни К. опубл. тт. 1-5). С 1946 выезжал за рубеж в качестве дирижёра (исп. свои произв.), фольклориста, педагога (в СССР в 1947, 1963). През. Междунар. общества нар. музыки (с 1963), Междунар. общества муз. воспитания (ISME; с 1963). Почётный доктор Будапештского (1957), Оксфордского (1960) университетов, почётный чл. Бельг. АН (1957), почётный проф. Моск. конс. (1963) и др. Пр. им. Л. Кошута (1948, 1952, 1957). Оперы - Хари Янош (1926, Будапешт; 1963, Москва), Секейская прядильня (Секейские посиделки, 1924; 2-я ред. 1932, Будапешт); для хора, солистов и орк.- Венг. псалом (1923), Будаварский Те Deum (с органом, 1936), Missa brcvis (1944); для орк. - симфония (1961), Танцы из Марошсека (1930), Танцы из Таланты (1933), Концерт (1940); кам.-инстр. ансам6ли, преим. для струн. инстр., в т. ч. Венг. рондо для влч. и фп. (1917); пьесы для фп., в т. ч. циклы для детей; хоры a cappella; циклы песен на слова венг. поэтов.для голоса с фп. и др.
Венг. нар. музыка, пер. с венг., Будапешт, 1961; Избр. статьи, пер. с венг., М., 1982; Visszatekintes, v. 1-2, Bdpst, 1964; Mein Weg zur Musik, Z., 1966, 2Bdpst, 1969 (с библ. и дискографией), и др.
Мартынов И. И., 3. Кодай, М., 1983; Эсе Л., Жизнь 3. Кодах в фотографиях и документах, (пер. с венг., Будапешт, 1982]; Моlnar A., Kodaly Z., Bdpst, 1936; Young P.M., Z. Kodaly, L.-N. Y., Bdpst, 1964; Szabo H., The Kodaly concept of music education, L., 1969; Breuer J., Kodaly-kalauz, Bdpst, 1982; Kodaly-merleg, 1982 (сост. J. Breuer), Bdpst, 1982. Н.В.Санина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь