на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОЛЛАЖ (франц. collage, букв.- наклеивание) - в музыке 20 в. введение в соч. стилистически чуждых фрагментов из произв. др. композиторов, иногда и из собств. соч. (напр., темы фп. сонаты Гайдна в финале 1-го фп. концерта Шостаковича, используемые с юмористич. целью). Термин "К." заимствован из изобразит. искусства, где означает приём, состоящий в наклеивании на к.-л. основу материалов, отличающихся от неё по фактуре и др. качествам. При К. часто происходит стилистич. сближение разностильных "цитат" (начало финала 15-й симф. Шостаковича). В балете "Анна Каренина" Щедрина К. из музыки П. И. Чайковского служит созданию историч. перспективы. В "Жизнеописании" Шнитке эффект автобиографичности достигается муз. средствами К. "Псевдоколлаж" ("псевдоцитата") - стилистич. разнородность без цитирования. См. также Полистилистика.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь