на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, сочинение) -1) категория музыковедения и муз. эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе муз. произведения, "опуса" в отличие от текучей вариантности нар. творчества-процесса, от импровизации (в древней, вост., нар., джазовой музыке, некоторых видах музыки 20 в.). Тем самым К.- высокое достижение муз. культуры. К. предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творч. деятельность, отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технич. средств, систематизированный муз. теорией и излагаемый в спец. области знания (в курсе К.). Письм. фиксация К. требует совершенной муз. нотации. Закрепление категории К. и статуса композитора связано со становлением в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с 14 в.; кульминация личностного и авторского начала в К.- в 19 в.). как муз.-художеств. целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность осн. компонентов музыки - высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности К. можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем К., всегда рассчитанная на определ. условия исполнения и функцию в муз. жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетич. отношения муз. искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религ., бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, К. в большей мере является художеств. отражением действительности. С древнейших времён представление о композиционно-едином муз. целом связывалось с текстовой (или танц.-метрич.) основой (К. как текстомуз. форма, см. Форма музыкальная). Лат. понятию К. исторически предшествовало греч. понятие мелопея. В эпоху средневековья термин "componere" был введён Гвидо д'Ареццо в "Микрологе" (ок. 1025; GS II, 14b). Под К. понималась гл. обр. искусная обработка хорала (cantus firmus). Й. де Грохео ("О музыке", ок. 1300) относил это понятие к полифонич. музыке ("musica composite") и применял термин "compositor". В эпоху Возрождения Й. Тинкторис ("Определитель муз. терминов", 1474) выделил в последнем термине творч. момент (композитор - "написавший какой-нибудь новый кантус", CS IV, 180а); в "Книге об искусстве контрапункта" (1477) он чётко различил контрапункт нотированный -"res facia" (равнозначно "cantus compositus" в "Определителе", там же, 187b) и импровизируемый ("super librim cantare", там же, 129а). В кон. 15 - нач. 16 вв. учение о контрапункте расширилось до понятия "ars componendi" ("иск-ва К."; термин М. Шанпехера, одного из авторов трактата "Золотой труд о музыке" ("Opus aureum musicae...", 1501); в сер. 16 - нач. 18 вв. в Германии термин "musica poetica" означал науку К. (как "musica theoretica" - законы музыки, a "musica practica" - умение, мастерство К.). В 17-19 вв. учение о К. превратилось в целостную науку о гармонии, полифонии, муз. форме и инструментовке. Движению музыки к художеств. автономности соответствовало представление о К. как муз. форме, базирующейся на специфич. муз. основах (тональности, функциях тональных, модуляции, мотивике и тематизме, контрасте песенной структуры и связующих, разработочных ходов). При этом в центре внимания теоретиков К. оказался классич. сонатный цикл. В русле этой традиции наука о К. (нем. Kompositionslehre) - свод теоретич. сведений и практич. предписаний к сочинению. Излагающий эту науку учебный курс К. поныне ведётся в спец. уч. заведениях (др. назв.- сочинение). Учебники К. часто совпадали с общим учением о К. или с доминирующей в данное время отраслью учения о ней: "Le istitutioni harmoniche..." Дж. Царлино (Venetia, 1558); "Von der Singe-Kunst, oder Maniera. Tractatus compositionis augmentatis..." К. Бернхарда (сер. 17 в.); "Traite de Pharmonie" Ж. Ф. Рамо (Р., 1722); "Gradus ad Parnassum" И. И. Фукса (W., 1725); "Grundliche Anweisung zur Komposition" И. Г. Альбрехтсбергера (Lpz., 1790); "Traite de haute composition musicale" А. Рейхи (v. 1-2, P., 1824-26); "Die Lehre von der musikalischen Komposition" А. Б. Маркса (Bd 1-4, Lpz., 1837-47); "Lehrbuch der musikalischen Komposition" И. К. Лобе (Bd 1-4,Lpz., 1850-67); "Grosse Kompositionslehre" X. Римана (Bd 1-3, В.- Stuttg., 1902-13). В 20 в. не существует единого учения о К., обобщающего совр. художеств. практику во всём её многообразии. Понятие К. охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиц. тонально-тематич. письмо, так и методы К., исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок (см. Алеаторика, Додекафония, Конкретная музыка. Серийная техника, Сериальность, Сонорика и т. п.). Среди учебников К. 20 в.: "Cours de composition musicale" В. д'Энди (v. 1-4, P., 1903-50); "Unterweisung im Tonsatz" П. Хинде-мита (Bd 1-3, Mainz, 1937-70); "Studies in counterpoint, based on the twelve-tone technique" Э. Кшенека (N. Y., 1940). В России первым учением о К. была "Мусикийская грамматика" Н. П. Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди др. авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- "Практич. руководство к сочинению музыки", СПБ, 1830), И. К. Гунке ("Руководство к сочинению музыки", отд. 1-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин ("Начальный курс практич. композиции", М.-Л., 1941). 2) Одна из сторон муз. целого, в которой раскрываются закономерности временного развёртывания произведения. То же, что форма музыкальная.
Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., (пep. с чеш.), М., 1976; Дилецкий Н. П., Идеа грамматики мусикийской, М., 1979 (публ. Вл. [В.] Протопопова); Назайкинский Е. В., Логика муз. композиции, М., 1982; Fеrand Е. Т., Zum Begriff der "compositio" im 15. und 16. Jahrhundert, в кн.: Bericht fiber den 7. (siebenten) Internationalen musikwissenschaftltchen Kongress, Koln, 1958, hrsg. von G. Abraham [u. a.), Kas.- [u. a.), 1959; Мuller-Blattau J. (Hrsg.), Die Kompositionslehre Heinrich Schutzens in der Fassung seines Schulers Christoph Bernhard, Kas.- [u. a.], 1963; Slockhausen K., [Texte], Bd 1-4, Koln, 1963-78; Rohloff E., Die Quellenhandschriften zum Musiktraktatdes Johannes de Grocheio, Lpz., [1972]; Gieseler W., Komposition im 20. Jahrhundert, Celle, 1975. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь