на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОРЕИ МУЗЫКА. Относится к древним муз. традициям Д. Востока. Истоки К. м. восходят к 1-му тыс. до н. э. В разные историч. периоды формировалась во взаимодействии с муз. культурами Центр. и континентальной Вост. Азии и островного мира Тихого океана (прежде всего Японии), испытала влияние кит. муз. культуры, индийско-буддистских муз. традиций, в нек-рой степени - средневосточных (Иран). Для К. м. характерна опора на пентатонич. лады (см. Пентатоника), существующие в 2 типах: пёнджо (от соль) икёмёнджо (от ля). Этическое обоснование пентатонич. звукоряда восходит к др.-кит. философским и космологич. представлениям. В отличие от кит. музыки для кор. муз. практики более характерна пентатоника с неравномерной темперацией. С 1-й пол. 15 в. в образцах К. м. (особенно высокой традиции) используется и кит. система 12-ступенного равнотемперированного звукоряда люй-люй. В метрике К. м. (в отличие от др. стран Д. Востока) преобладают 3-дольные размеры (3/4, 12/8 и т.д.); при освоении композиций кит. классич. музыки характерна трансформация 2- и 4-дольных построений в 3- и 6-дольные метры. Встречаются и 5-дольные размеры. В гос-ве Чосон (8-2 вв. до н. э.) пенке и танец в сопр. бронзовых барабанов, колоколов и гонгов занимали важное место в ритуальных празднествах, связанных с культом неба, календарными циклами. В период трёх гос-в Когурё, Пэкче, Силла (1 в. до н. э.- 7 в. н. э.), а затем объединённого гос-ва Силла (7-9 вв.) установились регулярные связи с Китаем, Маньчжурией, Японией, гос-вами Центр. Азии. Придв. церемониалы проходили с участием многосоставных оркестров (более 100 инстр.), исполнялись гимны и оды, разнообразные танцы, устраивались театр. представления. Развитость танц. традиции в сопр. вок. и инстр. композиций в последующем выделяла муз. культуру Кореи среди др. стран Д. Востока. Среди музыкантов - создателей вок. и инстр. (особо на цитрах каягым, комунго, лютне пипха ) композиций: Ван Санак (приблизительно 4 в.), Пэккёль (5 в.), Урык (6 в.), Ок По Го (7-8 вв.). Приблизительно с 6 в. складывается жанр песни хянга ("песни родной стороны" на кор. яз.). В период централизов. феод. гос-ва Коре (918-1392) придв. музыка сопровождала разл. офиц. ритуалы; среди её видов - "утончённая музыка" аак (кит.- яюэ, япон.-гагаку), тэчвит'а (т. н. военная музыка, исполняемая во время выездов императора), музыка банкетов йоллэк. В оркестр аак входили инструменты восьми видов (бронзовые колокола - пхёнджон, каменные гонги - пхёнгён и др.), оркестр разделялся на два состава - тунга ихёнга, игравших попеременно. Композиции отличались торжественно-спокойным характером и сопровождались танцами (от 36 до 64 исполнителей). К категории музыки банкетов (светского характера) относились инстр. жанры, в т. ч. хянак (с 5 в.; собственно К. м., испытавшая воздействие центр.-азиатских муз. традиций и кит. музыки до 7 в.) и танак (с 7 в.; использовались муз. инструменты и репертуар кит. музыки периодов династий Тан и Сун) с соответствующими им видами танцев. С распространением буддизма в Корее (с 7 в.) складываются кор. традиции буддийской ритуальной музыки, испытавшей воздействие китайской, позднее - японской буддийских муз. традиций; включала распев сутр-ёмбуль (на кит. яз. и санскрите), песнопения помпае и инстр. музыку вне храма. Были также распространены песни хвачхон (на кор. яз., опирающиеся на мелодич. типы нар. песен) в исп. бродячих монахов, часто в сопр. крестьянского оркестра кёмиг-ай. С 14 в. конфуцианство становится офиц. гос. идеологией. Была учреждена спец. муз. палата Акки тогам (позднее - Чанагвон). В 15 в. канонизируются виды придв. музыки, восстанавливаются старинные образцы аак, увеличиваются составы придв. орк. (до 400 исполнителей), унифицируются муз. инструменты, насчитывающие до 65 видов. Среди инструментов: струнные щипковые - сыль, тэджэн (типа гуслей), конху (типа арфы); струнные смычковые - аджен, хэгым (типа скрипки); духовые - тэгым (или чоттэ), танджок, чи (поперечная флейта), со (многоствольная флейта), тансо (свирель), хянпхири, сепхири (типа гобоя); ударные - барабаны чанго (двусторонний), чунго (односторонний горизонтальный), 6- и 8-гранные чваго и ёнго. Совершенствовались системы нотации - заимствованные из Китая (юлчапо - кит. люй-люй и др.) и оригинальные ( юкпо - с использованием кор. знаков, различных для каждого инструмента, ён-умпё - экфонетич. нотации певцов). Происходит объединение проф. музыкантов в цеха и гильдии. В 1493 придв. учёные во главе с Сон Хёном создали муз. энциклопедию "Акхак квебом" ("Основы науки о музыке", тт. 1-9). Выдвигаются музыканты, возглавившие разл. исполнит. школы игры на инструментах: Тэохян, Оккихян (каягым), Аян (комунго), Соль Вон (чанго), Ким Сон (пипха) и др. Традиц. муз. творчество в сельских местностях отличается значит. многообразием локальных стилей, органичным сочетанием пения и инстр. игры, танца и театр. пантомимы, акробатики. Древнейшие образцы были представлены в музыке шаманских ритуалов муак (речитации, пение, танцы) в сопр. инстр. композиций синави, которые исполнялись и независимо от ритуала. Сельские праздники сопровождались представлениями "крестьянской музыки" нонак (в ансамбль нонак входили гонги, барабан чанго, рожок напхаль, или наллари, - род кларнета и др.). Крестьянские песни минё были распространены в 17-18 вв. во мн. региональных разновидностях (наиб. популярные виды ариран и тораджи). Для песенных жанров характерны сольный запев с хор. припевом, разнообразная вок. техника (включая пение фальцетом), гортанные звуки, вибрато и орнаментация. Специфика песен определяется метроритмич. строением, а также темповыми различиями в гораздо большей степени, чем изменением мелодии. С развитием муз. жизни городов (15-16 вв.) складывались виды, жанры и стили вок. -инстр. кам. музыки чонак (наряду с конфуцианством испытала воздействие даосско-буддийской эстетики); включала многочастные инстр. сюиты, игравшиеся небольшими инстр. ансамблями (в "муж. гостиных" в домах аристократии), вок. композиции в жанре кагок (цикл из 5 лирич. песен; исполнялись проф. певцами в сопр. инстр. ансамбля), короткие песни сиджо ("совр. напевы" на поэтич. тексты в форме трёхстиший). На муж. собраниях низших сословий (купцов, ремесленников и др.) исполнялись каса (повествоват. эпические песни а сопр. флейты и чанго). Со 2-й пол. 19 в. кам. домашнее музицирование превращается в своеобразные концерты, где проф. музыканты исполняли также инстр. музыку в стиле санджо - многочастные сольные композиции для комунго (школа Ким Юн Дака), для каягыма (школа Ким Чук Пха), пхири и др. в сопр. чанго. В репертуаре певиц и танцовщиц (кисэн) - жанры чапка (цепочка нар. песен), тальгори (песни с рефреном в поэтич. форме вольмён, где каждое стихотворение соответствовало определ. месяцу года). К 18-19 вв. в К. м. сформировались многообразные виды муз. театра (марионеток, танц. и танц.-драм. спектакли в масках, театрализов. поэтич. сказ и т. д.), прошедшего путь от шаманских действ к средневековому театру в масках: придв.-аристократич. героич. пьесы хваран, танц. героико-эпич. пантомимич. представления тхальчхум (7-8 вв.), комугык (10-14 вв.; соединяет элементы буддийской мистерии с кор. нар. фарсами); танц.-драм. театр сандэгык ("пьесы у подножия гор" на бытовые сюжеты из жизни крестьян; получил популярность с 14-15 вв.). Проф. актёры (квандэ), несмотря на высокое мастерство, принадлежали к наиб. низкому социальному слою. Театрализов. сказ пхаясори (с 13 в.) включал арии и песни (поначалу в исполнении сказителя в сопр. чанго, со 2-й пол. 19 в.- несколькими квандэ на театр. сцене) на основе ритмич. ( чхандан ) и мелодич. ( чхо ) моделей, разговорную речь и драм. действие. Основоположником кор. нац. муз. драмы чхангык (сочетает элементы пхансори и др. кор. театр. жанров с европ. театр. жанрами) был актёр, поэт и музыкант Син Джэ Хён; его традиции продолжили Ли Наль Ехи, Ким Сэнджон и др. С распространением в 17-18 вв. христианства развиваются традиции культового (католич.) пения. С кон. 19- нач. 20 вв. появляются воен. духовые орк. зап. типа. С 1920-х гг. под влиянием зап.-европ. музыки складывается песенный жанр понсонхва. Борьба с япон. захватчиками в 1910-20-е гг. получила отражение в песнях патриотич. содержания. Важное значение имела деятельность Союза кор. музыкантов (осн. в 1927 в составе Кор. федерации пролетарского искусства). После освобождения страны от япон. оккупантов (1945) в сев. части страны (с 1948 - КНДР) создаются уч. заведения зап. типа, развиваются музыкознание и муз. фольклористика, складывается нац. комп. школа. Среди композиторов - авторов песен, опер и балетов, симф. и кам. музыки: Ли Мен Сан, Син До Сон, Мун Ген Ок, Ким Ён Гю, Чо Гиль Сок. Среди музыковедов: Пак Тон Силь, Ким Ги Гон, Юн Дон Су. Среди исполнителей: певцы - Ким Ван У, Син Юн Гун, Ким Дин Гук (в зап. стиле), АН Хе Ён, Ким Ден Хва, Пак Бон Сек (в традиц. стиле); инструменталисты - АН Ги Ок, Чха Хак Чхоль (чоттэ), Ю Дя Бок (хэгым), Ги Ман Су (комунго), Пэк Но Сан (скрипка), Пэк Ун Бок (фп.). Многие кор. музыканты получили образование в СССР. Ежегодно проводится Междунар. весенний муз. фестиваль в Пхеньяне. В КНДР функционируют (1988): СК (1953), Кор. филармония (1955), Художеств. театр в Пхеньяне (1948), Большой симф. оркестр и хор. Нар. художеств. театр (1952), многочисл. муз.-драм. труппы, Ансамбль песни и пляски Кор. нар. армии, Пхеньянский ансамбль песни и танца "Мансудэ" (1969), Пхеньянский ансамбль нац. инструментов. Издаётся муз. журн. "Чосон ымак" ("Кор. музыка", с 1953). Муз. жизнь Юж. Кореи (с 1948) находится под сильным влиянием муз. культуры США. В городах функционируют симф. оркестры, в театрах ставятся произв. зап.-европ. оперной классики, гастролируют музыканты из США и Зап. Европы; в 1970-80-е гг. получили развитие формы поп-музыки. Среди композиторов: Юн Исан, Ким Се Хён, Ли Хын Ель, Ким Сун Э; среди музыковедов: Сон Бан Сон, Ли Хё Гю; среди исполнителей: певцы в традиц. стиле - Чу Ван Ли, АН Пи Чхви, Ким Ок Сим; Хан Тон Ир (фп.), Ян Ук Хим (скрипка); Хван Бьон Ки, Сея Кым Рен, Син Кве Дон (каягым), Сон Кё Ли (тэгым). В Юж. Корее функционируют (1988): Нац. оперная труппа, ряд частных оперных трупп, хор. коллективы "Пходо", "Тэхан" и др., имп. оркестр нац. инструментов, Седжоновский культурный центр в Сеуле (конц. зал с органом), Нац. институт классич. музыки в Сеуле, Нац. академия искусств в Сеуле, Ассоциация музыкантов Кореи, Кор. нац. муз. ассоциация, Об-во совр. музыки, Кор. музыковедческое муз. общество, консерватория в Сеуле, муз. колледжи.
Eckardt A., Musik, Lied, Tanz in Korea, Bonn, 1968; Rockwell C., Kagok: a traditional Korean vocal form, Providence, 1972; [Korean music issue], "Asian Music", 1978, v. 9, № 2; Lее Hуе-Ки, Essays on Korean traditional music, Seoul, 1981, 21983; Traditional Korean Music, Seoul, 1983; Korea [Welt Musik], Mainz,1985. Е. В. Васильченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь