на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРИТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ. В широком смысле, как оценка явлений муз. искусства, входит в состав всякого исследования о музыке, в узком смысле К. м.- оценка гл. обр. явлений совр. муз. жизни, связанная с определ. эстетич. позицией и выражаемая в лит.-публицистич. жанрах: критич. статьях, рецензиях, нотографич. заметках, обозрениях, очерках, полемич. репликах, эссе. К. м. выполняет функции посредника между музыкантами и аудиторией, пропагандиста и интерпретатора новых соч., воспитателя слушательских вкусов и др. К. м. тесно связана с музыковедением и эстетикой музыкальной. В своём развитии К. м. претерпевала изменения, отражавшие история, формирование разл. критериев ценности музыки под влиянием менявшихся обществ. запросов к искусству. О К. м. в древности и средневековье нельзя говорить как о сложившемся самостоят. явлении. Оценка, с одной стороны, непосредств. определялась прикладными задачами музыки (см. Прикладная музыка), а с др. стороны - опиралась на широкие, неспецифич. художеств. критерии (см. Эгсс). В эпоху Возрождения расширяется круг критериев, направленных на оценку эмоционального воздействия музыки (см. Аффектов теория). К 18 в. К. м. обретает самостоятельность, оказывая значит. влияние на муз. жизнь, участвуя в борьбе жанровых направлений (см. "Война буффонов"), комп. школ. При этом резко увеличивается число оценочных критериев, усложняются связи между ними. Особое значение приобретают специфич. художеств. критерии оценки музыки, связанные с рассмотрением комп. мастерства. В 19 в. в качестве муз. критиков выступали мн. крупнейшие композиторы (Г. Берлиоз, К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Лист и др.), а также писатели, философы (Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Ф. Ницше и др.). На первый план выдвинулась оценка оригинальности произведения музыкального, глубины и неповторимости художественного образа. В К. м. 20 в. сохраняется исторически накопленное богатство критериев оценки музыки, при этом ведущая роль закрепляется за критериями, связывающими оригинальность и совершенство формы муз. произв. с выражением определ. тенденций развития совр. культуры. В России зачатки К. м. относятся к 18 в. В 1-й пол. 19 в. развёртывается деятельность В. Ф. Одоевского - выдающегося муз. мыслителя, пропагандиста классич. образцов заруб. музыки и достижений рус. нац. школы (особенно творчества М. И. Глинки). К числу видных предст. рус. К. м. этого времени принадлежат также А. Д. Улыбышев, В. П. Боткин. Наиб. подъём К. м. в России относится к 1860-70-м гг. (А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.). Классич. рус. К. м. свойственна просветительская демократич. направленность. В нач. 20 в. в отечеств. К. м. шла оживлённая полемика о новых тенденциях творчества. После Окт. революции 1917 рождается К. м., основанная на науч. принципах марксистско-ленинской эстетики. Для этого времени характерны классовая ориентация в оценке произв., просветительский пафос (см. Народность искусства). Тенденциям вульгарного социологизма, проявившимся в этот период, противостояла критич. деятельность А. В. Луначарского, Б. В. Асафьева. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в сов. К. м. распространились упрощённые представления о реализме, народности и новаторстве. Догматич. взгляд на обществ. значение искусства реализовался в нападках на творчество классиков сов. музыки С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Изживание односторонних оценочных критериев шло в 60-70-х гг. Однако лишь в кон. 1980-х гг., в обстановке перестройки, плюрализма обществ. мнения, преодолеваются перекосы в оценке разл. художеств. направлений совр. музыки.
Кремлев Ю., Рус. мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60; Лизанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1-2, М., 1966-73 (т. I, в, I, совм. с В. В. Протопоповым); Критика в музыкознание. Сб. статей, (в. 1-3], Л., 1475-87; Сохор А., О методологии муз. критики, в сб.: Совр. вопросы музыкознания, М., 1976; Чередниченко Т., Ценностный подход к искусству и муз. критика, в сб.: Эстетич. очерки, в. 5, М. 1979; Сraf M., Composer.and critic: two hundred years of musical criticism, N. Y., 1946; Slackenschmidl H. H., Glanz und Elend dtr Musikkritik, В., 1957; Delia Corte A., La critica musicale e i critici, Torino, 1961; Becker H. (hrsg.), Beirrage гит Geschichte der Musikkritik, Regensburg, 1965; Cber Mujik und Kritik, hrsg. van R. Stephen, Darmstadt, 1971; Eraun W, Musikkritik, Koln, 1972. См. также лит. при ст. Музыковедение. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь