на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРЫМСКОТАТАРСКАЯ МУЗЫКА. Музыкальный фольклор крымских татар - самобытная ветвь муз. культуры тюркоязычных народов. В К. м. различают 2 осн. стиля - степной и горный. Песням степных татар (йыр) свойственны относит. простота и краткость мелодики, диатонизм, строгая, аскетичная манера исполнения. Характерные для горных и южнобережных татар песни (тюркю) отличаются богато орнаментированной развитой мелодикой, хроматизированной ладовой основой, эмоц. насыщенностью. В метроритмике К. м. широко представлены 5-, 7-, 9-дольные размеры с разнообразными комбинациями 2- и 3-дольных ячеек. К. м. обладает развитой жанровой системой. Среди бытовых жанров выделяются лирич. песни (макъам), а также короткие песни импровизац. склада типа частушек - чины (чынъ) у степных татар и мане - у горных, которые импровизировались в ходе песенных состязаний между юношами и девушками во время гуляний, на свадьбах и т. п. К редким в К. м. хор. жанрам относятся круговые песни-танцы (хоран). Обрядовый фольклор включает песни типа колядок, свадебные ("Яр-яр", "Траш авасы" и др.), причитания. Эпич. жанры представлены дестанами ("Чора-батыр", "Эдиге", "Кёр-огълу") и бейтами ("Ногъай бейити"). Среди историч. песен особую группу составляют "переселенческие" песни (муаджир тюркю, кочь авасы), порождённые вынужденной эмиграцией и насильств. переселениями, которыми отмечена история крымских татар с кон. 18 в. Эпич., историч. и лирич. песни создавались и исполнялись обычно нар. профессионалами- кедаями (у степных татар) и ашиками (у горных). К чисто инстр. жанрам относятся свадебные (такъсим и пешраф), торжественные маршевые (долу), медленные (агъыр а в а) и быстрые (къайтарма) танцевальные, некоторые обрядовые, а также виртуозные сольные пьесы ("Тым-тым"). Среди нар. муз. инстр.: зурна, тулуп-зурна, кавал, кеманче, саз, сантыр, думбелек, давул, даре. С кон. 19 в. в муз. быт вошли скрипка, кларнет, труба, позднее - аккордеон и электрогитара. В традиц. муз. практике существовали ансамбли двух типов: чисто инструментальный, "уличный"-давулджылар (2 зурны, давул, даре) и "камерный", аккомпанирующий пению, - кеманеджилер, или чал (1-2 скрипки, кларнет, труба, даре, сантыр, позже - аккордеон). Крымскотатарские нар. мелодии использованы в опере "Руслан и Людмила" Глинки (картины Востока), в фп. фантазии "Исламей" Балакирева, широко представлены в творчестве А. А. Спендиарова ("Крымские эскизы" для орк.). Первые систематизиров. нотные публикации нар. песен крымских татар принадлежат А. Олесницкому (1910). После Окт. рев-ции 1917 эта работа была продолжена А. К. Кончевским, М. И. Красевым, крымскотатарскими музыкантами А. Рефатовым, Я. Шерфединовым, И. Бахшишем. С установлением Сов. власти в Крыму начала развиваться нац. проф. муз. культура. В 20-30-х гг. при Радиокомитете, Симферопольской и Ялтинской филармониях были созданы коллективы нар. музыкантов. Широкую известность получили саэист М. Рефатов, скрипачи Ашир-уста и Зияддин-уста, кларнетисты Бекир-уста, Исмаил-уста и М. Абибуллаев, трубач Ибраим-уста, певицы С. Эреджепова и Э. Топчи, певец М. Абселямов. В кон. 30-х гг. в Симферополе работали Т-р муз. драмы и 2 Тат. ансамбля песни и пляски. Ведущую роль в становлении нац. проф. муз. культуры сыграл композитор, фольклорист, педагог н муз. деятель А. Рефатов (незаконно репрессирован в 1937) - автор первой нац. муз. драмы "Чора-батыр", популярных песен, хоров, музыки к драм. спектаклям. Активную творч. работу в разных жанрах вели комп. Я. Шерфединов, И. Бахшиш, А. Каври, Р. Амзаев. Великая Отечеств. война 1941-45 и последовавшая в мае 1944 незаконная депортация прервали развитие нац. муз. культуры. Трагич. обстоятельства способствовали актуализации жанра "переселенческих" песен. С кон. 40-х гг. возрождаются ансамбли нар. музыкантов, обслуживавшие свадьбы и др. семейные обряды в р-нах компактного проживания крымских татар в Узб. ССР. Значит. популярностью в 50-70-х гг. пользовались ансамбли скрипачей под рук. Э. Шерфединова, А. Иззетдинова, Л. Сейтджелилова. После 1957 в Ташкенте организуется проф. ансамбль песни и танца "Хайтарма"; к активной творч. деятельности возвращаются И. Бахшиш и Я. Шерфединов. В 60-70-х гг. приобретает известность творчество комп. и дирижёра Э. Налбандова, комп.-песенников Ф. Алиева, М. Арсланова, К. Сейтвелиева. Активизируется деятельность по собиранию и изданию крымскотат. муз. фольклора. С кон. 70-х гг. в работу по возрождению и развитию нац. муз. культуры включились молодые музыканты (А. Османов, Н. Куртаметов, И. Ипекчиев, Р. Сейтджелилов и др.), композиторы Л. Муздабаев, М. Халитова, Э. Эмир и др. Олесинцкий А., Песни крымских турок, М., 1910; Крымские караимско-тат. нар. песни, СПб., 1910; Кокчевский А., Песни Крыма, М., 1924; 1929; Рефатов л., Кърым татар йырлары (Крымскотат. песни], Симферополь, 1932; Шерфединов Я., Звучит кайтарма, Таш.. 1979. Л. И. Левин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь