на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КУБЫ МУЗЫКА. Музыка коренного населения (индейцев) не сохранилась. В нар. К. м. различаются креольская, афро-кубинская и афр. музыка (см. Латиноамериканская музыка). Широко известны креольские песенные жанры криолья, гуахира, песня и танец хабанера. В 16-17 вв. получили широкое распространение воен. оркестры, уличные театрализов. зрелища, сопровождавшиеся музыкой, светское музицирование. Расцвет церк. музыки (2-я пол. 18 в.) связан с деятельностью комп. Э. Саласа-и-Кастро. В последней четв. 18 в. существ. место в муз. жизни заняли театр и концерты. В 1776 в Гаване был открыт первый постоянный театр "Колисео" (с 1803 - "Принсипаль"), где ставились итал. оперы, испан., а также кубин. тонадкльи. С созданием в Гаване муз. школы (1814) и первой муз. академии "Санта-Сесилия" (1816) началась подготовка нац. муз. кадров. Нац. комп. школа сложилась в сер. 19 в. Среди её основоположников: М. Саумель Робредо, И. Сервантес Каванаг, Н. Р. Эспадеро. В оперном жанре работали: Э. Санчес де Фуэнтес - затор первой кубин. оперы на нац. сюжет ("Юмури", 1898) и X. Маури Эстсве, впервые использовавший в опере негр. фольклор ("Невольница", 1921). В кон. 19 - нач. 20 вв. активизировалась муз. жизнь Кубы. Были осн. Об-во классич. музыки в Гаване (1866), Бетховенское общество (1872) и Об-во кам. музыки (1S88) в Сантьяго-де-Куба, Нац. конс. в Гаване (1885), 2 оркестра в Гаване - Симфонический (1908) и Филармонический (1923). Композиторы стали шире использовать в своём творчестве муз. фольклор, добиваясь синтеза его с совр. формами европ. музыки. К лучшим образцам К. м. 20 в. принадлежат произведения родоначальников афро-кубинского направления - А. Рольдана и А. Гарсии Катурлы. В 1943 X. Ардеволь организовал совм. с А. Граматхесом и др. музыкантами "Группу муз. обновления" (в нее входили Э. Мартин, А. Леон и др.), ставившую своей целью глубокое освоение фольклора, поиски новых средств для воплощения в музыке нац. особенностей. Новый этап в истории К. м. связан с победой Революции 1959. Были созданы гос. муз. учреждения, содействующие развитию муз. культуры: Ген. дирекция музыки, Департамент музыки Нац. б-ки им. Хосе Марти и др. Большую работу ведёт Дом Америк (орг-ция, объединяющая деятелей иск-па, в т. ч. и музыкантов). Широкую конц. деятельность "едут Нац. симф. орк. (осн. в 1960, рук. - Э. Гонсалес Мантичи, позднее - М. Дучесне Кусан), симф. орк. Нац. театра. Квартет им. А. Рольдана, дух. квинтет, небольшие оркестры в Сантьяго-де-Куба, Санта-Кларс и др. городах, Нац. полифонич. хор, хоры мадригалистов (в Гаване и Сантьяго-де-Куба), "Орфеон", хор Повстанческой армии, самодеят. хоры. В 1962 создан Нац. фольклорный ансамбль (наряду с исполнит. деятельностью проводит работу по собиранию фольклора). В 1960-70-х гг. кубин. композиторы, в т. ч. X. Бланко, К. Фариньяс, Л. Брауэр, М. Дучесне Кусан, испытали влияние зап.-европ. авангардизма. Для совр. муз. практики Кубы характерны изучение фольклора, преломление на нац. почве мирового опыта. Существен вклад ряда композиторов в жанр массовой песни. Среди кубин. музыкантов-исполнителей: в 19 в. - скрипачи X. Уайт, К. X. Д. Бриндис де Салас; в 20 в. - дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, Р. Саичес Феррер, пианист С. Тьелес, гитаристы Л. Брауэр, X. Ортега. Муз. кадры наряду с консерваториями (в Гаване и др. городах) готовят муз. ф-т Высшего института искусств (созд. в 1976), Школа хор. пения и Школа повышения муз. мастерства в Гаване, а также многочисл. муз. школы. Издаётся информац. бюллетень "Musica". Регулярно проводятся нац. и междунар. фестивали музыки.
Карпентьер А., Музыка Кубы, пер. с испан., М.. 1962; Пичугин П., Краткий очерк истории кубин. музыки, в сб.: Муз. культура стран Лат. Америки, М., 1974; Культура Кубы. Сб. ст., М., 1979; Григорьева А., Размышления после фестиваля, "СМ", 1987, № 6. П. А. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь